Динамика цен предложения на московском вторичном рынке жилья по итогам июля 2007 года на первый взгляд неожиданна, и некоторыми может быть ошибочно принята как основание для заявлений о возобновлении роста цен. Однако прежде чем делать такие выводы, необходимо учесть, что средние цены предложений – лишь один из индикаторов состояние московского рынка жилья.
Цены реальных сделок уже 10 месяцев ниже цен предложений и снижались быстрее цен предложения, особенно с учетом различных скидок, пересмотра курса у.е., что говорит об избытке предложения при недостаточном платежеспособном спросе. Конечно, ситуация имеет исключения – в некоторых отдельных сегментах московского рынка жилья наблюдался явный рост цен. Речь идет в первую очередь об элитном жилье – товаре штучном. Цены же на массовом рынке – рынке жилья эконом-класса уверенно снижались, в т.ч. и средние цены предложения. В июле зафиксировано снижение таких цен на 0,2%, хотя по сравнению с июнем оно и замедлилось.
Средние цены предложения на дорогое жилье (бизнес-класс и элита) за месяц стали больше на 1,8%, что привело и к совокупному повышению цен предложения на московском вторичном рынке жилья в среднем на 0,8%. По мнению аналитиков агентства RWAY причины такого поведения цен в июле кроются в традиционном для лета существенном снижении объемов предложения, причем с продажи были сняты в первую очередь квартиры наиболее дешевые. Собственники этих квартир не считают целесообразным размещать их рекламу в период, когда потенциальные покупатели отдыхают и отложили активные действия на последующие периоды времени.
С большой степенью вероятности, основной причиной, заставляющей продавцов дорогого жилья повышать цены предложения, является их экономический эгоизм. Поскольку снижение цен предложений всего на 1% эквивалентно экономическим потерям не менее $15 млн. Поэтому целью повышения цен предложений на дорогое жилье в «мертвый сезон» на рынке жилья является сдерживание темпов снижения цен на жилье, которые рассчитываются по ценам предложений.
Представители массового рынка жилья летом свои объявления традиционно размещают реже. К концу июля число объявлений о продаже снизилось в почти два раза по сравнению с весной 2007 года.
Одной из дополнительных причин июльской «сумятицы» средних цен предложения можно считать и произошедшие в июле изменения, связанные с переходом на публикацию в объявлениях цен в рублях.
Осенью на рынок начнет воздействовать как отложенный спрос, так и отложенное предложение – деловая активность на рынке повысится. Однако отложенный спрос может оказаться не так велик, как ожидают продавцы. За прошедшие с начала роста цен почти два года участники московского рынка жилья нашли способы удовлетворения своих потребностей в жилье, альтернативные покупке московских квартир. Многие домохозяйства отказались от идеи покупки квартир, в пользу аренды жилых площадей и направили свои доходы на текущее потребление.
Реальной альтернативой московскому рынку жилья, особенно в спальных районах, стало жилье в Подмосковье, объемы строительства которого превышают московские уже несколько лет. Вытеснение спроса на жилье с московского рынка недвижимости способствовало активному развитию проектов загородной недвижимости, появлению проектов городов-спутников. Экономическое развитие регионов, увеличение там объемов строительства, развитие ипотеки в регионах, привело к тому, что для всё меньшего числа людей квартира в Москве является обязательным пунктом в жизненной программе, а теперь на ближайшие годы для многих из них мечтой станет квартира в Сочи.
Таким образом, неадекватные доходам москвичей и россиян цены на жилье в Москве и экономические изменения в стране привели к формированию альтернативных рынку жилья в Москве рынков, которые во многом удовлетворяют спрос.
В целом на московском рынке жилья есть достаточно предпосылок для дальнейшего снижение среднего уровня цен, как экономических (некоторые из которых упомянуты выше), так и политических – повышение цен перед выборами не выгодно действующей власти, а суммарный потенциал снижения реальных цен составляет 15%-20% от максимумов сентября 2006 года и пока отыгран менее чем на половину.
Мониторинг рынка жилой недвижимости и анализ его показателей проводится агентством RWAY, имеющим 12-летний опыт информационно-аналитической работы на рынке недвижимости. Мониторинг проводится раздельно для жилья в новостройках и вторичного рынка жилья. Данные мониторинга вторичного рынка публикуются еженедельно. Данные мониторинга рынка новостроек - ежемесячно.
- Данные мониторинга подготовлены и предоставлены Информационно-аналитическим агентством RWAY