Все знают, что конкуренция среди риэлторов нынче мощная. Клиенту есть из чего выбрать: мега-корпорации, проворный частник или уютное небольшое агентство недвижимости семейного типа. В Москве, как ни странно, большинство компаний в кризис выжило, а вот в регионах ситуация точно наоборот – 80% благополучно издохло, разложившись и мутировав в ЧМаки. Вопрос риторический – сколько риэлторских контор должно присутствовать на душу населения в отдельно взятом поселении? И как оное количество регулировать: само выровняется или исключительно насильственным путем?
«Развелось вас тут»… , часто приходится слышать из уст потенциальных покупателей объектов недвижимости, которые звонят по объявлениям. Далеко не секрет, что большинство объявлений о продаже объектов подаются именно риэлторами.
С точки зрения таких потенциальных покупателей, чем меньше агентств недвижимости, тем лучше. Это менталитет и стереотипы, как я называю, 2006 года, когда в недостатке на рынке объектов недвижимости все винили именно риэлторов, т.е. нас.
Есть категория граждан, которые не желают пользоваться нашими услугами. По различным причинам, больше по идейно-финансовым. Но есть и те, кто не видит покупки или продажи недвижимости без участия в этом риэлтора. Участие специалиста для них не просто обязательная часть сделки, но и дополнительная гарантия того, что все пройдет благополучно. Именно такие люди и являются нашими клиентами, и именно о них в этой статье.
Имеет ли разницу и последствия тот факт, сколько на рынке недвижимости присутствует агентств? Конечно, речь о полноценных агентствах с офисом, нормальным кадровым составом. Конечно, речь не идет о кризисной ситуации, когда на рынке недвижимости застой, и сделок нет, и количество агентств неминуемо сводится к минимуму.
Рынок недвижимости потихоньку восстанавливается. Вместе с этим растет и количество агентств. Когда их слишком много, говорят, это плохо. Одни риэлторы вокруг, говорят покупатели квартир, в очередной раз прозванивая объявления. Но вот когда агентств недвижимости мало, хорошо ли это с точки зрения тех, кто обращается за их услугами:
- Цена услуги. Когда агентств мало, стоимость их услуг дороже. Так как нет конкуренции.
- Состав услуги. Конкуренция между агентствами заставляет их повышать качество услуг, удерживать разлиные уровни цен и уровни исполнения услуг, искать особые преимущества для клиентов даже в случае, если цены не растут.
- Понимание и приятие. Достаточное количество агентств формирует представление у граждан о том, что же собой должна представлять риэлторская услуга. В ином же случае люди просто не понимают, что должно входить в ее состав. На рынке недвижимости и так не существует обязательной сертификации и лицензирования. Состав услуг формируются обычаями делового оборота и менталитетом конкретного населенного пункта. Но на рынке любого мегаполиса всегда есть агентства, предлагающие услугу с минимальным составом, и услугу с максимальным составом. В первом случае вам просто составят договор, во втором – сделают все за вас и будут водить за ручку на протяжении трех-четырех месяцев, ублажать и успокаивать. Чувствуете разницу. Конечно, стоимость первой и второй услуги может различаться в несколько раз, а то и на порядок. Но большинство клиентов сначала этого не понимает, и у них присутствуют некие предубеждения и неверные представления. Поэтому, чем больше агентств, тем больше на слуху то, что реально делают риэлторы или должны делать.
- Уровень развития рынка. В целом, рынок недвижимости региона, где присутствует большое количество риэлторских фирм, более развит и цивилизован. На нем начинает присутствовать некая логика и структура. В частности, типов недвижимости, даже типов жилья, застройки микрорайонов. Т.е., с помощью агентств (поскольку надо это риэлторам, граждане же после разовой покупки недвижимости перестают интересоваться этими вопросами), на рынке региона начинает формироваться некая структура знаний, пониманий зависимостей рынка, особенностей конкретного региона, наконец, его история и динамика цен. Эта система знаний неоценима и аккумулируется именно нами. Думаю, сейчас меня хорошо поймут московские исследовательские фирмы, которые часто получают заказы на изучение рынка недвижимости конкретного региона, но в регионе не находят аккумулированной информации с должным уровнем детализации и подробностей. А собирают ее, как правило, крупные риэлторские фирмы. У мелких на это нет возможности и финансов, так как это требует содержания ресурсов, специалистов и т.п.
- СМИ о недвижимости. Нужны ли городам специализированные издания по недвижимости? Всем известная газета ИРР не так удобна и наглядна, но во многих городах иные издания просто не выживают. Большинство рекламодателей же в таких изданиях, создающих комфорт выбора для покупателя – именно агентства, причем те, которые могут позволить себе тратить средства на рекламу. А поскольку у таких изданий, помимо целей рекламы есть еще и социальная миссия повышения информированности населения, так сказать, ликбез, то издания эти нужны. А существуют они за счет риэлторов. Чем лучше в регионе отношение к риэлторскому бизнесу и лояльность потребителей к услугам, тем больше таких изданий, и тем удобнее покупателям недвижимости ее выбирать, не мучаясь мелким газетным шрифтом.
- Цены на недвижимость. Принято считать, что на рынке, где много риэлторов, цены на недвижимость выше. Но мы, по опыту общения с риэлторами из разных регионов, пример тому северные города России, уверяем вас, что цены на недвижимость могут быть высоки даже при наличии всего пары риэлторких фирм из пары специалистов. Цены на недвижимость зависят от двух основных факторов: наличия денег у людей и достаточности объектов на рынке. Т.е., хрестоматийно, от спроса и предложения.
Но на рынке, где есть много риэлторов, цены где-то и как-то упорядочиваются, так как кто-то начинает ориентироваться на кого-то, сравнивать информацию. Если же на рынке этого не происходит, то часто возникает ситуация, когда назначаемые по принципу «хочу» цены могут сильно отличаться на практически идентичные объекты. Т.е. «риэлторский» рынок недвижимости создает питательную среду для правильного ценообразования, сводя друг с другом спрос и предложение. Бывают, конечно, исключения, но, учитывая, что сделки с недвижимостью – разовое мероприятие для большинства граждан, это редкость. Эти исключения характерны только для совсем маленьких городов, где « все друг друга знают» и решают вопросы, как говорится «по пятницам на городской площади».
- Развитие и совершенствование самих риэлторов. От наличия достаточного количества риэлторских фирм, конечно, хорошо и самим риэлторам. Конечно, из-за всех выше перечисленных причин в том числе. Но и не только. Риэлторский бизнес – это бизнес малых фирм, так сказать, искусство малых форм. Он, в отсутствие госстандартов, лицензирования и даже отсутствия специальности риэлтора в ВУЗах, существует и работает в условиях постоянного недостатка информации и прессинга со стороны средств массовой информации. Поэтому взаимодействие между участниками рынка, которое, кстати, приводит и к конкурентным расценкам за услуги, которые готовы принимать клиенты, нужно. И участники рынка стремятся к нему, несмотря на жесточайшую подчас конкуренцию. Не зря во многих отраслях, в том числе и в недвижимости, формируются различные союзы, коалиции, клубы профессионалов и т.д.
Резюме: наличие на рынке достаточного количества агентств недвижимости нужно не только самим риэлторам. Их должно быть ни много, ни мало…Возможно, мы еще долго будем убеждать в этом широкие массы, но пока практика показывает, что на наиболее цивилизованных рынках недвижимости некоторых регионов обязательно присутствует достаточное количество агентств недвижимости различного размера, включая крупные сетевые компании. И востребованность их услуг не вызывает сомнений.
Андреева Елена
Источник: Сеть Агентств Недвижимост «ЭКСПЕРТ»
Опубликовано на сайте агентства недвижимости "Жилищная стратегия"