Люди у нас любят консультироваться по всяким каверзным вопросам. А уж если оное дают бесплатно – это вообще чума. Однако, знающие граждане понимают, что агентство недвижимости – не просто консалтинговая компания, а скорее оплот профессиональных барыг, чьей задачей является продать квартиру максимально дорого, а купить – освежающе дешево. И консультации, как услуга, здесь идут по номером шестнадцать. Но таких все ж меньше. На порядок. Тем не менее, есть на рынке конторы, чей бизнес заключается именно в консалтинге всего и вся. Вот об их перспективах и нижеследующий материал…
Консалтинг, как говорится, зеркало души рынка коммерческой недвижимости. Если у консалтеров есть работа, значит, дела в строительном секторе идут неплохо. Консультанты – это своеобразная палочка-выручалочка для девелопмента. Они, если надо, могут и проект разработать, и провести его, и брокерской деятельностью заняться, и, даже, в будущее, при желании заглянуть и сделать свои прогнозы.
Как известно, прошлый год прошел под знаком «кризиса», поэтому девелоперы вместо того, чтобы заявлять о громких мега-проектах, тихой сапой старались завершить начатые объекты и прикрывать сомнительные проекты.
Минувший год нещадно подчистил ряды мелких девелоперов, которые просто не знали, как действовать в условиях всеобщей паники. Крупным компаниям досталось не меньше, однако, они смогли обойтись и малыми жертвами, неся потери лишь в основном из-за резкого понижения арендных ставок.
Крупные консалтеры, за плечами которых многолетний опыт мировой практики, еще до кризиса были начеку и отговаривали многих девелоперов от реализации глобальных дорогостоящих проектов. Те, кто прислушался к советам мастодонтов и сейчас продолжают оставаться на плаву. Других же утянули на дно неподъемные проекты.
В разгар кризиса многие консультанты боялись остаться без работы. Они усердно вели переговоры, иногда шли на уступки, и даже пытались сагитировать банки, в чьей собственности оказались залоговые активы, доверить им управление этими объектами.
В основном из уст консультантов можно было услышать «про стабилизацию обстановки на рынке», «про ожидаемое оживление в сегменте» и про все, что может заинтересовать человека, работающего в области девелопмента.
А как же сейчас обстоят дела у самих консалтеров? В новом году на мировую экономику слегка подул ветерок перемен в лучшую сторону: ставки аренды перестали стремительно падать, на рынке открываются довольно большие и значимые проекты (торговый центр «Золотой Вавилон» в Ростокино, торговый центр «Город» и др.), на российский рынок выходят новые игроки и приходят сети с мировыми именами (Dunkin' Donuts и Burger King). Может ли это означать, что рынок начинает оживать?
Показателем этого может служить работы консалтинговых компаний.
Что новенького?
Итак, конец прошлого года был необычайно насыщен для консультантов по коммерческой недвижимости. Сделки закрывались одна за другой, подписывались контракты, и все указывало на светлое будущее в новом десятилетии.
Но вот, праздники прошли, елки отправились на помойку, а менеджеры вернулись из отпусков на свои рабочие места. После новогодней суматохи самое время трезво посмотреть на рынок сквозь призму работы консалтинговых компаний.
По словам Максима Гасиева, генерального директор Colliers International, увеличение количества сделок наблюдалось уже в конце 2009 года. «Что касается 2010 года, то пока судить рано. Многие люди еще не успели вернуться из отпусков. Надо сказать, что настроение у всех участников рынка достаточно оптимистическое, и это само по себе говорит о том, что на рынке скорее будут превалировать положительные тенденции, если не будет отрицательных сигналов с финансовых рынков», - рассказал он.
Однако генеральный директор компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis Борис Мошенский не столь оптимистичен в своих наблюдениях: «Нельзя говорить о резком увеличении количества заказов после новогодних праздников. Большинство сделок закрывается еще с прошлого года».
А вот Крис Драйден, управляющий директор компании DTZ Россия отчетливо ощущает на рынке положительные тенденции. «В ноябре и декабре 2009 г. количество поступивших в нашу компанию запросов существенно возросло, особенно данный рост спроса характерен для группы гостиничной недвижимости, отделов оценки и стратегического консалтинга. Мы выиграли несколько эксклюзивных контрактов в декабре, и мы уверены, что в этом месяце выиграем еще. Говоря кратко, на сегодняшний день мы отмечаем позитивные тенденции на рынке. Но, поскольку сейчас самое начало года, пока рано говорить о масштабах роста на рынке», - поясняет эксперт.
Тим Миллард, генеральный директор Cushman & Wakefield также солидарен с коллегами относительно удачного завершения прошлого года и оптимистичного начала нового. «Определенно, улучшение настроений на рынке было зафиксировано еще в начале декабря и продолжается в 2010 году. Мы зафиксировали значительное увеличение объема работы и интереса со стороны потенциальных клиентов. По нашему мнению, «дно» почти во всех сегментах было пройдено около середины ноября прошлого года, и сейчас мы вошли в цикл роста», - уверяет он.
В компании Магазин Магазинов эксперты пока не торопятся с прогнозами на будущее. «Пока рано говорить об оживлении. Конец года был для нас удачным: в декабре количество сделок увеличилось почти в два раза, примерно на это же значение выросла средняя цена сделки. Но является ли это традиционным декабрьским оживлением или началом тенденции будет ясно по итогам первого квартала», - рассказали в компании.
Где клюет лучше?
Итак, перемены к лучшему начались еще с конца прошлого года. По словам консультантов сейчас закрывается много сделок в разных сегментах. Но все-таки интересно узнать, какой сегмент сейчас наиболее хорошо себя ощущает и где же наиболее четко прослеживается волна оживления.
По словам Максима Гасиева, набольшее количество заказов в его компании сейчас наблюдается в торговом и офисном сегменте.
Крис Драйден рассказал, что больше всего сделок в компании происходит в отделе оценки. «Группа гостиничной недвижимости и стратегический консалтинг отмечают возросшее количество заказов. Также заметен рост в спросе на аренду офисных помещений», - рассказал эксперт.
По словам Тима Милларда, оживление на рынке коммерческой недвижимости началось с офисного сегмента. «Арендаторы и собственники помещений правильно определили, что рынок предлагает реальную стоимость, и что в будущем возможен дефицит площадей. Таким образом, они стараются обеспечить себя офисными площадями на будущее сейчас. Мы ожидаем увидеть рост потребления в 2010 году, что приведет к увеличению активности на рынке торговой недвижимости во второй половине текущего года», - отметил он.
А вот в Магазин Магазинов рассказали, что минувший год прошел для компании под знаком уличных сделок. «Их было больше, чем сделок в торговых центрах. Думаем, что и в 2010 году уличные сделки останутся для нас приоритетными», - сообщили сотрудники.
Делайте ставки, господа.
Итак, с количеством сделок и лидирующими сегментами все более-менее понятно. Но все-таки хотелось бы большей определенности относительно нового года и каких-то прогнозов на ближайшее будущее – в какую же сторону будут двигаться рабочие темпы и как себя будет чувствовать экономика?
Подавляющее число экспертов уверенно, что количество сделок и число подписанных контрактов будет только увеличиваться.
Крис Драйден нисколько не сомневается в светлом консалтинговом будущем: «Мы в полной мере ожидаем увеличения числа проектов во всех консалтинговых направлениях деятельности нашей компании, а также более устойчивого уровня вознаграждения».
В свою очередь, Мошенский более осторожен в своих прогнозах. «Что касается прогнозов, то все зависит от общего состояния экономики. Если потрясений не будет, то спрос на коммерческие помещения будет оживать. Рост арендных ставок больше зависит от макроэкономической ситуации в стране. Сейчас пока наблюдается некая общая экономическая стабилизация», - пояснил эксперт.
Тим Миллард также ожидает значительного увеличения заказов в наступившем году.
В компании Магазин Магазинов отмечают, что результат работы консалтинговых компаний в первую очередь будет зависеть от общеэкономической ситуации: «Если она резко не ухудшиться, то нас ждет работа в сложных, но достаточно стабильных условиях. Но ожидать бумирующего роста точно не стоит - для него нет предпосылок».
Пытаясь спрогнозировать состояние всего рынка и каждого сегмента в отдельности, консультанты делают оговорку, что все будет зависеть от состояния мировой экономики и цен на энергоресурсы. В целом, как мы видим, ожидания экспертов носят скорее положительный характер.
Опираясь на их мнения, несложно провести параллели их работы с дальнейшей ситуацией на рынке коммерческой недвижимости, ведь пока у консультантов будут заказы, сфера девелопмента будет функционировать.
Если верить консультантам, то в ближайшее время нас не будет ожидать полный штиль в сегментах недвижимости, хотя многие этого опасались, считая, что отсутствие строительных работ сегодня приведет к отсутствию предложения завтра, что может грозить новым кризисом.
Но, консалтеры не являются гадалками, и 100%-ный прогноз на будущее получить невозможно, поэтому стоит только наблюдать за развитием событий и сопоставлять все сказанное сегодня с тем, что будет завтра.
Анастасия Кременчук
Источник:
Опубликовано на сайте агентства недвижимости "Жилищная стратегия"