Повторение - мать учения. Применительно к околонедвижимой тематике это означает, что рассказать людям нечто новое здесь практически нереально, т.к. все уже обмусолено десятками авторов. Отсюда агентства недвижимости вынуждены повторяться. Тем не менее, подмечено, что люди, несмотря на обилие информации, раз за разом решительно шагают прямиком по граблям, ругая риэлторов, застройщиков и всех остальных. Может проблема в подаче материалов? Может они скучны и нечитабельны? Возможно. Но как известно, наша фирма почти не публикует шлака, внося некоторый вклад в нормализацию отношений в клиентами. Сегодня очередное тому подтверждение...
Старая шутка: "Как называется самый плохой и слабый выпускник медицинского института?". Правильный ответ: "Доктор". Но захотите ли Вы отдать в руки такому доктору свое здоровье, а, может, и жизнь?!!
Дело наше риэлторское такое, что клиенты - продавцы и покупатели недвижимости - имеют возможность убедиться в правильности или неправоте своего выбора агента чаще всего только тогда, когда исправить ситуацию уже практически невозможно.
Говорю со знанием дела, поскольку так случилось, что в русскоязычной общине Кливленда меня зачастую воспринимают как нечто среднее между царем Соломоном и скорой психологической помощью для неудачливых клиентов, вступивших в отношения с неправильными агентами по недвижимости. Не очень благодарное это дело - разгребать ошибки коллег, особенно когда ни агенту, ни его клиенту помочь ничем не можешь. А если можешь - то только абсолютно безвозмездно, то есть задаром, как говаривала Сова из истории про Винни Пуха.
Так в чем же проблема? Почему клиенты с упорством и - порой кажется - с плохо скрываемым удовольствием влипают и влипают в договорные и ответственные отношения с теми агентами, с которыми им работать было изначально противопоказано? И всякий раз свербит меня лично одна и та же мысль: А где же вы раньше были, родные? Отчего сразу было не набрать мой номер и никогда не влипнуть в ситуацию, из которой если и есть выход, то только из серии "из двух зол..."; Ведь и номер был известен, раз позвонили, и репутация серьезная, и рекомендаций тьма. Но - давайте отделять мух от котлет. Итак, проблем здесь несколько. Давайте разделять их на проблемы клиентов и проблемы агентов.
Главная проблема клиента - это то, что Клиент думает, что ему надо купить дом. Часто думает, что надо купить именно этот конкретный дом или квартиру, а на деле зачастую оказывается, что Клиенту нужны совет и помощь в том, чтобы разобраться в самом себе, в своих пожеланиях, возможностях и в последствиях своих действий. Иными словами - выбор недвижимости клиентами воспринимается как важная задача, а выбор риэлтора считается чем-то побочным и далеко не таким серьезным, как выбор дома (квартиры). В конце концов, и вправду: в квартире еще жить да жить, а с риэлтором сегодня встретился, а завтра - и как звать забыл, и как выглядел - не вспомнишь.
Статистика, тщательно собираемая и обрабатываемая каждый год Национальной Ассоциацией Риэлторов США, подтверждает это: 85 % всех клиентов сразу после сделки были полностью удовлетворены действиями своих риэлторов. Однако, лишь 11 % через несколько лет предпочли снова работать со своим предыдущим риэлтором. Мало того, 70 % опрошенных не смогли вспомнить имя своего риэлтора уже через год после сделки. А на вопрос "Как часто Вы общались со своим риэлтором в прошедшем году?" самый распространенный ответ был: "Никогда".
Вторая основная проблема клиента - это недоверие к действиям своего представителя и вытекающее из этого недоверия сомнение в правильности его (ее) действий и руководства. Еще из недоверия вытекают:
- страсть к гипер-контролю и стремление взять на себя лидерство в сделке;
- болезненная склонность к получению "второго мнения" ото всех подряд, начиная от любимой тещи, секретарши начальника на работе, или, не дай Бог, знакомого или нанятого специально для этой цели юриста, кончая школьной подружкой, которая, кстати, тоже работает риэлтором, но с которой работать почему-то не стали (как правило, "чтобы не портить дружеских отношений"), но сомнениями по поводу того, действительно ли хорош выбранный другой риэлтор, охотно делятся.
Третья проблема клиента - это избыток научно-популярной информации о продаже и покупке недвижимости.
Пособия из серии "Недвижимость для идиотов" и "Как продать квартиру без риэлтора" перемежаются с популярными теле-передачами и статьями в популярных журналах и в блогах, а также с обсуждениями на профессиональных форумах. Какой неожиданно неприятный эффект дает информация, с избытком льющаяся на головы тех, кто собрался купить или продать жилье? - она создает иллюзию знания, профессионального равенства и даже некоторого превосходства над иными представителями риэлторской профессии; - она притупляет бдительность в выборе правильного ДЛЯ СЕБЯ риэлтора.
Четвертая проблема Клиента - это реальная проблема в семейном окружении, которая, собственно, и подтолкнула к такому серьезному шагу, как покупка или продажа недвижимости. Проблема эта в 99 случаях из 100 усугубляется непростыми внутри-семейными связями, отношениями, конфликтами, симпатиями и антипатиями, которые склонны проявляться и разгораться в самый неподходящий момент неуверенности и сомнений в отношении своего агента. Нередко агент из фигуры Над конфликтом и ситуацией оказывается фигурой В конфликте, еще одной его стороной, на которую зачастую у Клиента просто не остается ни моральных, ни физических сил.
Все обозначенные выше проблемы Клиента на самом деле являются проблемами Агента, которые могут быть и должны быть заранее решены, дабы покупка и продажа недвижимости превратились бы из нервозного клубка взаимных обвинений в спокойную, полную нормальных человеческих эмоций партнерскую работу по достижению единой цели - передачи прав собственности на жилье от того, кто хочет их отдать, к тому, кто готов его принять. Но об Агентских проблемах - в следующем посте. А пока - удачи всем и хорошего настроения! Жизнь хороша, и наша миссия - делать ее еще лучше: день за днем. Шаг за шагом. Дом за домом.
Источник: блог Светланы Столяровой
Опубликовано на сайте агентства недвижимости "Жилищная стратегия"