Замечена интересная особенность – когда агентство недвижимости берется продать квартиру эконом-класса, то большая часть покупателей приходит со своим риэлтором. Т.е. в данном случае граждане готовы заплатить агенту за услуги по подбору варианта. Но если речь идет об объектах стоимостью свыше 10 миллионов рублей, то лишь каждый восьмой использует в покупке помощь маклера. Отсюда непонятно, неужели рынок жилья для людей, пытающихся купить квартиру в Москве за относительно скромные деньги, представляется им слишком хаотичным? Или их более зажиточные «коллеги» считают риэлторов не более чем надоедливыми клоунами, намеренно усложняющими процесс?..
Понятно, что с развитием глобального доступа к информации у посредников маловато шансов произвести впечатление на своего заказчика. То немногое, что отличает агента от обывателя, пребывающего в процессе самостийного поиска – это умение принимать решения на основе прецедентов и опыта, подгоняя под конкретные обстоятельства наиболее логичную модель бизнес-поведения. Хотя, если продолжать рассуждения в таком духе, то можно принять риэлтора за рафинированный синтетик-разум, где весь ментальный гумус давно переработан в гигиенически чистую психомассу, готовую дать ответ практически на любой жилищный вопрос. Другое дело, что более обеспеченные люди принимают это за эмоциональную подделку, симуляцию, призванную создать ощущение живого участия для более ловкого изъятия денег у простаков.
И если шагнуть еще дальше, то выяснится, что агентство недвижимости - не просто набор высокоточных словесных протоколов, а своего рода символический соперник, каждый раз вызывающий чувство нереализованной финансовой ревности у части сограждан. Косвенным подтверждением этого является то, что люди, сколотившие капитал достаточный, чтобы купить квартиру в Москве (пусть даже и с помощью ипотеки) стоимостью свыше 10 миллионов, достигают того уровня внутреннего развития, который позволяет им самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве без суицидальных судорог. Что-то вроде дрона-беспилотника, сканирующего враждебную местность на предмет нанесения упреждающего ракетного удара. Боевые интеллектуалы, ведущие антипосреднический джихад в офисах риэлторских компаний.
Но тогда возникает вопрос: может ли так получиться, что если цена даже на самую плохенькую квартиру в Москве перешагнет отметку в 10 миллионов, то абсолютно все покупатели перестанут обращаться к риэлторам за услугами? Т.е. даст ли всепоглощающая инфляция возможность перевести на качественно новый уровень способность граждан к самостоятельным действиям на рынке жилья?