Казалось бы, если продать самую простенькую квартиру в Москве, то можно смело заселяться в жилье бизнес-класса ближнего и не очень Подмосковья. И по идее в агентство недвижимости должна стоять очередь из желающих перебраться в более солидное областное жилище. Однако на деле таких граждан не сильно много, хотя метражи, планировки и статусы домов несопоставимы. И все в пользу замкадья. Единственный минус, который в зародыше убивает все плюсы – дорога на работу в столицу…
Сегодня квадратный метр в самых ходовых новостройках Москвы стартует в отметки в 100-110 тысяч рублей. Надо понимать, что это актуально для в многокомнатных квартир, в остальном надо ориентироваться на цену в 140-150 тысяч. И если прицениваться к более-менее стандартной «двушке», то весьма вероятно, что дешевле 130 тысяч за «квадрат» не купить никак. На вторичном рынке ситуация примерно такова - владелец стандартной двухкомнатной квартиры в девяти-двенадцатиэтажке (45-50 кв.м) спального района может расчитывать на 6-7 миллионов рублей. Что можно купить на вышеуказанную сумму?
ЖК «Царицыно». Идут активные продажи корпусах третьей очереди. «Двушка» 65 кв.м. можно приобрести за 7,2 - 7,7 млн рублей, а однокомнатную (45,7 кв. м) - за 5,3 - 6 млн рублей. В первом случае (покупка двухкомнатной квартиры) можно выиграть в метраже, во втором для радикального преображения с добавлением лишней комнаты потребуется серьезная доплата: «трешка» площадью под 90 квадратов потянет на 9,4 - 10 млн рублей. Но если брать за ориентир уездный город в пределах 30 км от МКАД, то можно взять практически царские хоромы.
К примеру, в Щелково реально купить квартиру метров 85 за 3,8 - 4 млн рублей. На сдачу желающие могут устроить мегаремонт и взять неплохую иномарку, чтобы не истязать себя в электричках. Для сравнения агентство недвижимости рекомендует посмотреть что-нибудь поближе, скажем, ЖК «Солнцево-Парк» в панельных домах серии КОПЭ-Башня, то здесь можно замахнуться на стометровую квартиру с двумя балконами, санузлами, и персональной гардеробной по цене от 6 млн рублей. Это не говоря уже про всякие таунхаусы эконом-сегмента.
Словом, если сильно прижало и жить в малогабаритной квартире невмоготу, а денег нет, и не предвидится – добро пожаловать в подмосковный рай, хе-хе. Вопрос лишь в том, кто из нас готов променять столичную жизнь на непредсказуемую область?
Вопрос не праздный, соответственно, одно из интернет-изданий решило задать его гражданам с целью выяснить, устраивают ли их такие условия?
- 67,3% респондентов сказало, что у них все хорошо;
- 29,7% заявило, что все плохо;
- 3% вообще не поняли о чем речь.
Отсюда возник следующий вопрос, соблазняет ли нас сделать обмен своей квартиры в Москве на подмосковную при условии, что она будет в два раза больше по площади и в более статусном доме?
- Тотальное большинство (90%) граждан оказалось непримиримыми столичными снобами и заявило решительное «нет»;
- 7% сказали, что не против подобного обмена;
- 3% опять не поняли, про что речь.
Без объяснений причин не обошлось. Что держит людей в Москве? Почему даже при двукратной разнице в размерах, новизну дома и прочие прелести, народ категорически отрицает идею переезда? Основной посыл, как выяснилось, носит исключительно транспортный характер. Главное, чтобы было метро под боком. И действительно, агентство недвижимости сплошь и рядом слышит просьбы клиентов-покупателей типа «от метро до 10 минут пешком».
Понятно, с нынешним дорожным трафиком подземка здорово выручает: папа, мама, работа, учеба, друзья-приятели и т.п. Почти у всех дети учатся в Москве: «если разговор только о нас с женой, можно было бы думать. А пока дети учатся - нет»; «нам важно расположение к работе и учебе».
Опять же поликлиника, кино, детский сад и прочие удобства в столице развиты на порядок сильнее, чем на периферии. Я уж не говорю про тех аборигенов-консерваторов, кто в Москве провел всю свою сознательную жизнь. Для этих ЦАО – наше всё, пусть они из дома даже не выходят, получая пенсию от почтальона. Для многих из них столичные корни часто значат больше, чем размер квартиры. Привычка, понимаешь.
Часть граждан в силу закоснелой безграмотности восприняла предложение об обмене на большую площадь в Подмосковье, как очередное риэлторское «разводилово», мол, быть такого не может, чтобы агентство недвижимости без доплаты предложило купить квартиру в два раза больше имеющейся. Причем некоторые из них имеют знакомых, которые уже сменили Москву на область и особых восторгов не испытали.
Немногочисленные сторонники жизненных перемен готовы к переезду на следующих условиях:
- Наличие социально-бытовой инфраструктуры: детсад, поликлиника, магазины, аптеки и всё такое. Главное, чтобы рядом, в пешей доступности;
- Удобное транспортное сообщение: желательно, чтобы было более-менее быстро прохватить в Москву на нормально ходящей электричке или маршрутке;
- Сохранение московских социальных льгот: пенсии и т.п.
Вывод. У двух третей опрошенных граждан все хорошо – квартира в Москве их устраивает на 100% и менять ее на область они не намерены. Остальные потенциально готовы съехать на новое место жительства при благоприятных сопутствующих факторах, которые мы указали выше. И вообще народ у нас отчаянно терпеливый - агентство недвижимости постоянно видит, как живущие в коммунальном аду не готовы расстаться с ненавистными соседями, даже если им предлагается нормальная квартира в Подмосковье.
Людям понятно, что дорога на работу и обратно уничтожит весь потенциал от обладания большей площадью. Плюс к тому, если плюнуть на столичную службу и попытаться найти себя в области, то это натуральный дауншифтинг. На такое тоже готовы далеко не все. С образованием тоже вопрос – все центровые ВУЗы располагаются почему-то в Москве, куда снова надо ехать, а пробки на въезде в город ого-го.
Есть мысль, что даже несмотря на наличие выделенных полос движения, которые автобюрократы полагают за спасение от заторов, движение в обозримом будущем не улучшиться. Чиновники полагают своей целью заставить граждан отказаться от руля, не давая взамен никакой альтернативы – общественный транспорт не стал быстрее и комфортабельнее, количество маршрутов и перевозчиков тоже не увеличилось. Надо понимать, что личная машина для россиян - это по-прежнему скорее статусная вещь и предмет мечтаний. Граждане для начала должны насытиться этим досыта, чтобы после, увидев, какими прекрасными стали автобусы, троллейбусы, электрички и метро, ставшие вместо скотовозок оптимальным средством доставки людей в город и обратно - вот тогда они сами будут оставлять машины дома и поедут коллективно. И вероятно, агентство недвижимости увидит, как население потихоньку начнет массово мигрировать, не заморачиваясь мыслями о высшем статусе первопрестольной.