Трудных клиентов не существует. Бывают необученные сотрудники.
Согласитесь, действительно сложно делать то, что ты делать не умеешь. Если вас заставить, к примеру, вести самолёт, а вы никогда не учились этому, то у вас может сложиться впечатление, что водить самолёты крайне трудно. Или даже невозможно. Но взгляните на опытного лётчика, который ведёт авиалайнер одной левой, а правой в это время пьёт кофе и похлопывает стюардессу по филейной части, при этом рассказывая анекдоты штурману.
Трудный клиент? Ответьте лучше на вопрос: «что вы сделали не так?».
Давайте взглянем на ситуации, которые некоторые считают трудными. И рассмотрим основные ошибки, от которых ваши продажи или сервис «заносит».
Самое первое, что приходит на ум – капризный клиент, который меняет договорённости по нескольку раз, после того, как ударили по рукам. При этом возмущается, и говорит, что договорённость изменили именно вы. И требует назад деньги, но потом успокаивается и просто просит всё переделать, причём за ваш счёт. Это специалисты по выматыванию нервов, они дорого стоят, они редко бывают довольны. Если идти на поводу у всех их безумных прихотей, они влетают в копеечку. Картину довершает его жадность и страстное желание торговаться – и вы, возможно, узнали кого-то из своей базы данных.
Начнем с хороших новостей – вы не обязаны оказывать услуги каждому уроду, извините за прямоту. Честно. Нормальных клиентов абсолютное большинство, так зачем же тратить время на тех, о ком потом думаешь «лучше бы я не видел ни тебя, ни твоих денег». Но, к сожалению, необученному человеку очень сложно вычислить такого клиента заранее. Что же делать, если вы хотите провести сделку правильно и с наименьшей нервотрёпкой, и не уверены – будет ли клиент выкидывать фортели?
Первое правило – оформлять все договорённости письменно. Не писать в них ничего, в чём вы не уверены. Непрофессионалы часто попадаются на эту удочку, в предвкушении быстрых денег, что в итоге часто оборачивается финансовыми потерями.
Правило второе – не обещать лишнего. Никогда не идите на условия, которые невыгодны вашей компании, в надежде, что «пронесёт». Не пронесёт. Помните один из шутливых «законов Мэрфи»: «Если что-нибудь может пойти не так, оно непременно пойдёт не так»? Вот так обычно и бывает.
Вполне понятно волнение перед сделкой, особенно крупной, когда уже всё «на мази». Ну, ещё немножко! И всё будет в шоколаде!!! А в мыслях уже новые покупки, отпуск в тёплых странах… И никак эти мысли не прогонишь
Остыньте, и вот почему. Вот несколько законов, сформулированных Л. Роном Хаббардом, которые касаются технологии работы с клиентами. Если эти законы не соблюдать, клиенты превращаются в «трудных».
Первый закон звучит так: КАК ТОЛЬКО ВЫ НАЧИНАЕТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СИЛЬНО ХОТЕТЬ ЧТО-ТО ИМЕТЬ – ВЫ ЭТОГО НЕ ПОЛУЧАЕТЕ. «Хотеть» здесь – не «делать действия для получения чего-то», а «желать получить для себя». Никогда не замечали? Вы очень, Очень, ОЧЕНЬ сильно чего-то хотите – и не получаете. А у кого-то оно просто есть. И вы думаете – эх, да он даже распорядиться этим нормально не может! Вот я бы… А потом вы думаете – ну и чёрт с ним! Надоело. Не надо мне этого. И перестаёте желать. Оп, – у вас это появляется. Многие переживали подобный опыт. Участники тренингов постоянно рассказывают собственные случаи наблюдения за этим явлением. Почему так происходит, есть технически точное описание, которое можно не приводить в этой статье, чтобы не уходить далеко в сторону.
Приведу просто пример. Вот стоит парень и хочет поцеловать девушку. Он целует её в этот момент? Нет, просто хочет. Когда он её уже целует, он не хочет – просто действует. Это разные вещи – хотеть что-то иметь, и делать что-то. Помните анекдот? «Вчера лежал, лежал на диване, смотрел в потолок – так ничего и не вышло… - А ты что, заснуть хотел? – Да нет, жениться…».
Как только вы начинаете страстно желать заключить сделку, особенно с «трудным клиентом» - вы практически теряете все шансы на успех. Работайте хладнокровно, относитесь к людям с интересом. Когда вы просто, без корыстных мыслей, интересуетесь делами людей, у вас не остаётся места для «желания». В этот момент часто проявляется то, что ужасно мешает продавцу – страх потерять. Признайтесь, было ли так в последнее время, что вы боялись потерять какого-либо важного клиента? Или просто клиента, так как «каждый клиент важен»?
Вот ещё один закон, Л. Рона Хаббарда. Это достаточно простое наблюдение, которое позволяет повысить эффективность работы с трудными клиентами. Наблюдение такое – способность иметь что-либо выше, чем способность терять это. Вроде бы просто. Очевидно, что потерять легче, чем иметь. Достаточно взглянуть на некоторых «мажоров» - папенькиных сынков, которые не зарабатывают деньги и не создают бизнес, а просто получают деньги у родителей и прожигают жизнь. Деньги у подавляющего большинства этих товарищей просачиваются сквозь пальцы, они не способны ими грамотно распорядиться. Но могут терять.
Под словом «иметь» подразумевается способность добиваться чего-то. Продолжать тянуться к чему-то, несмотря на препятствия. Получать что-то благодаря своему намерению. Что следует из этого наблюдения? Если человек не способен даже терять, иметь он точно не сможет.
Ещё раз. Терять легче, чем иметь. Поэтому, прежде, чем вы будете способны иметь что-либо по своему желанию, вы должны быть способны спокойно потерять это. Логично? Вы можете спокойно потерять клиента, и у вас это не вызовет никаких переживаний? Если да, то вы будете способны иметь сколько угодно клиентов.
Возьмём такой пример. Жена приходит домой и заявляет мужу: «Я полюбила другого, я ухожу». Какова обычная реакция мужа? Истерика и скандал, не так ли? Или слёзы и апатия, что ещё хуже. Во всех этих случаях у него нет даже шанса изменить ситуацию. Но если она увидит, что муж абсолютно спокоен, и говорит, улыбаясь: «Хорошо дорогая, до свидания. Оставь ключ на тумбочке»? Кажется, он бессердечный, но это единственный шанс для него вступить в диалог и уладить ситуацию. Даже, если он не решит эту ситуацию, он, с таким отношением, без проблем найдёт себе другую жену. Он способен «иметь» жену (простите за каламбур), так как способен её потерять. Женщинам иногда не нравится этот пример, у них от него неприятное чувство. Если эту статью читает женщина, то я имел в виду, что муж пытается уйти, а жена остаётся спокойной. Да, именно это и имеется в виду.
Вот, как это применимо к сделкам с недвижимостью. Если вы фирма, представляющая интересы продавца, и у вас есть клиент с которым процесс тянется уже слишком долго, и конца-края не видать. Позвоните ему и скажите, что ваши переговоры слишком затянулись, что вы не можете себе этого позволить, поэтому приняли решение прекратить с ним отношения. Это не уловка в продажах – действительно потеряйте его. Страшно? Тогда тем более сделайте это.
Вот почему. Вам лично нравится покупать у продавца, который уверен в себе, в своей фирме и в товаре? Скорее всего, да. Он вселяет в вас уверенность в том, что ваш выбор правильный, вы чувствуете, что ситуация под контролем у профессионала. Могут ли абсолютная уверенность и страх присутствовать у человека в один и тот же момент? Очевидно, что нет. А страх потерять клиента, это страх, даже если он тщательно скрывается под маской «профессиональной подготовки». Как же поднять уверенность своих агентов? Один из способов (их много, но этот действует очень хорошо) – научите их терять клиентов, заставив потерять несколько. А потом покажите им, где взять остальных. Это просто перечисление линий коммуникации, по которым приобретаются новые клиенты. Интернет, реклама, выставки, справочники, базы данных, рекомендации других клиентов. И все остальные способы, которые были для вас успешны.
Пусть агент отказывает клиентам одному за другим до тех пор, пока не перестанет быть серьёзным и испуганным по этому поводу. И тут вы увидите, как ребёнок превращается в солдата. Так же вы увидите ещё одну фантастическую вещь. Уровень его умения вести переговоры и приобретать новых клиентов после этого повысится на этой же неделе. Это как в американской армии – пилот ценнее самолёта. Один агент, ставший более уверенным в себе, стоит нескольких потерянных клиентов, так как он приведёт в десятки раз больше.
Некоторые агенты готовы потерять незначительного клиента, но покрываются ледяным потом при мысли о потере стратегически важного клиента. Такой человек будет способным иметь только незначительных клиентов. И ещё. Чем труднее клиент в общении, тем больше он не любит «типичных продавцов», которые говорят штампами и заученными фразами. Способность общаться непринуждённо, одновременно соблюдая манеры и вежливость – ключ к душе «трудного» клиента, которому смертельно недоели назойливые попытки людей что-либо ему предложить.
Это только некоторые принципы, позволяющие перевести «трудного» клиента в категорию лёгких. Этих техник гораздо, гораздо больше, чем позволяет вместить объём статьи. Здесь нет цели «научить кого-то», или «поучать кого-то». Замысел этого текста – донести идею, что знание технологии выхода из какой-либо ситуации сразу же делает ситуацию лёгкой для решения. Хорошая новость напоследок – не существует ситуаций, для решения которых не было бы технологии. Есть люди, которые не ведают этих технологий. Есть так же те, кто из каких-то личных соображений пытается убедить других, что технологий не существует. Не верьте им.
Подготовлено по материалам Центральной тренинговой компании.
Разместите комментарий