Меня всегда привлекала в работе риэлтора некая универсальность, возможность постоянного общения с новыми людьми, изучение бесчисленного множества граней характера и непостоянства человеческих отношений. Агентство недвижимости, словно гигантский элеватор, перемалывает в денежную пыль ментальные связи риэлтор-клиент, превращая продажу квартиры в увлекательнейший эксперимент по зарождению и культивированию добра или зла. Конечный результат зависит от всех участников сделки, но наибольшая ответственность ложится на плечи риэлтора.
Ссылаясь на зарубежный опыт, журналисты любят подчеркивать юный возраст нашего рынка жилья, мол, на просвещенном Западе агентства недвижимости существуют уже больше ста лет. Однако так ли мы молоды, как нам внушают?
Вспомните толкучку на Банном переулке, где обретались «старейшины и патриархи», так удачно изображенные героем Владимира Басова в фильме «По семейным обстоятельствам», когда купить квартиру в Москве можно было только путем долгого и сложного обмена. Где теперь они, те самые «почти» альтруисты застойных времен? Люди, дорожившие своей репутацией, передаваемые клиентами из рук в руки, словно некую тайную драгоценность… Я преклоняюсь перед Вами, беззаветно канувшими в лету и сметенные с жизненного пути армией бизнес-воинов нового поколения с их мощными корпорациями, зомбирующей рекламой и принципами, декларируемыми лишь на глянцевых листовках.
Город изменился. Покупка или продажа квартиры в Москве перестало быть уделом «патриархов». Новое время внесло свои коррективы, и вдумчивый подход к работе с клиентами практически исчез, став уделом единичных кустарей-одиночек, продолжающих делать свое дело по старинке, добротно, спокойно и никуда не торопясь. И это столь же хорошо, сколь и плохо. Печальной аналогией может служить разорение и поглощение концернами-гигантами таких фирм как «Роллс-Ройс», «Бентли», «Бугатти» и т.п. Все они, несмотря на создание отдельных, выдающихся шедевров так и не смогли противостоять принципу конвейера. Одиночки сегодня не у дел, это факт. Поэтому приходится пересматривать свои взгляды на оказание риэлторских услуг.
Какими хотят сегодня видеть нас клиенты? Холодными, расчетливыми машинами, с неумолимостью терминатора железной рукой создающими новый порядок. Эдакими агентами Смитами в костюмах и галстуках, готовыми для успешной продажи квартиры уничтожить любые препятствия на своем пути, включая разрушение неких моральных устоев, заменяя их на девиз «Честь превыше всего, кроме денег».
Возможно, для тех из нынешнего поколения предпринимателей начала двадцать первого века, выступающих в роли наших клиентов, такой подход к делу только импонирует, являясь идеальным примером «высокооктанового» бизнес-спарринга, где нет места сомнениям и слабостям человеческого характера. Для такого типа заказчиков больше всего значит не совместные посиделки на кухне за разговором «по душам», а имидж, знания, опыт, печать и подпись, несущие двухсотпроцентную гарантию за успешную продажу квартиры.
Но ведь мир не вращается только вокруг предпринимателей и «офисного планктона», развернувшись широкой радугой всех слоев общества. Для кого-то атмосфера агентства недвижимости, его стеклянно-стального офиса, обжигающей бритвой режет глаз и порождает испуг вкупе с тайным комплексом экономической неполноценности. И сидят такие клиенты на краешке неудобного стула с холодной хромированной спинкой, боясь вольготно облокотиться на прозрачный стол. Страшно. А тут еще умный, холеный, но бесстрастно равнодушный агент, цитирующий наизусть гражданский кодекс, штампующий непонятные фразы с уверенностью робота.
Существует целый пласт клиентов, предпочитающих всему вышеперечисленному домашний уют небольшой семейной фирмы, чай из старомодной кружки, а не кофе из хрупких офисных наперстков. Для них гораздо логичнее общаться с веселой теткой-риэлторшей, будто знали ее всю жизнь. С таким агентом всегда можно поделиться не только официальной информацией относительно продажи или покупки квартиры, а недомоганиями любимой собаки, школьными проблемами любимого лоботряса- внука и посетовать, что, мол, раньше вода была мокрее, небо голубее, воздух «вкуснее», а солнце ярче. И здесь уже все решает не условия договора, а некий сплав характеров, молчаливая договоренность, та самая мощнейшая связка «клиент-риэлтор», которой так трудно добиться в атмосфере «хай-тек безупречности». Поэтому агентства недвижимости семейного типа будут существовать всегда, независимо от наличия на рынке корпораций-монстров с «жестким» подходом к работе с клиентами и политикой «пушечного мяса».
Единственное, что уже не вернуть, так это той самой «застойной» атмосферы тайны и краткого шпионского романа при обмене квартиры. Сегодня купить или продать квартиру в Москве можно не прикрываясь «кофточками» и «родственниками» из чешского фаянса. И это немного печально, ведь вместе с этим пропал некий ореол «профессионала-разведчика», романтизирующий нашу нынешнюю профессию в далеком прошлом.
Наш рынок недвижимости не так уж юн, как нам внушают средства массовой информации. Тридцать лет - возраст расцвета. Сегодня мы пытаемся выудить из того шлака, что создали журналисты и просто проходимцы-барыги-аферюги, престиж профессии риэлтора. И сделаем это, сочетая лучшие традиции частных маклеров прошлого века с технологиями нынешнего столетия.
Разместите комментарий