В стародавние времена, когда само понятие агентство недвижимости только зарождалось, а купить или продать квартиру в Москве представлялось занятием экстремальных смельчаков-одиночек, и единственными более-менее известными компаниями были фирмы типа «Интероксидентал», вопрос о качестве работы подобного рода контор даже не возникал. Расселяют коммуналки, какого же рожна Вам еще надо?
Прошли годы, плавно перетекшие в полтора десятилетия, рынок недвижимости Москвы перестал напоминать дикий Запад в его киношном проявлении и тогда легенды о неравных битвах за квадратные метры с алкашами отступили под натиском мегакорпораций, продвигающих совсем иные ценности и подходы к реализации бизнес-планов по завоеванию мира. Сегодня в большом почете словечки из марсианского оборота: девелопмент, маркетинг, консалтинг и т.п. Но для обычных граждан, придавленных своим кухонно-бытовым мирком и мечтающих просто провести незамысловатый обмен квартиры, доставшейся от старой тетки еще в далеких восьмидесятых, эта экономико-устрашающая абракадабра не несет никакой смысловой нагрузки, кроме мрачного испуга от осознания того, что ты материально-неполноценное существо, вроде аналогового будильника в цифровом мире. И несмотря на виртуально-потенциальное превосходство «офисного планктона», приходя в агентство недвижимости для того чтобы продать свою квартиру в девятиэтажке, расположенной где-то на окраине сияющего инопланетным светом мегаполиса, мы вспоминаем те самые городские легенды прошлого столетия об ответственности риэлтора, качестве его работы, неких принципах вроде «агент - лучший друг клиента» и т.п. И тогда выясняется, что, несмотря на всякие «консалтинги» и пр. лабудень, к нормальной работе рядового "бойца недвижимого фронта" все это не имеет никакого отношения, а первичны лишь простые истины, которые для многих так и остались нераскрытой книгой.
Недавно мне предложили поучаствовать при создании статьи одного очень уважаемого издания, призванную «открыть глаза» согражданам на работу агентств недвижимости. Я как руководитель риэлторской компании был призван ответить на несколько вопросов не с позиции заказчика, а со «своего берега». Были затронуты вопросы рекламных технологий, принципов привлечения клиентов и многие другие животрепещущие темы. Впрочем перечислять их все не имеет никакого смысла, а потому от «огласите весь список пжлста» плавно перейдем к насущному. И сразу утыкаемся в основную и главную легенду, доминирующую на рынке недвижимости с момента возникновения механизма возможности покупки и продажи квартир.
«Ответственность агентства недвижимости за сделку». Уж сколько раз я его слышал этот полувопрос-полуутверждение – жуть… И все равно для меня каждый ответ смахивает на пересечение минного поля без металлоискателя в дрожащей руке. Впрочем, я сам, как человек по природе недоверчивый до чужих советов, возможно слишком долго вращаюсь внутри рынка недвижимости, а поэтому для меня этот вопрос слишком банален… Но в конце концов я не клиент, а посему считаю нужным озвучить свою точку зрения, как бы противно и пошло для многих она не прозвучала.
На самом деле никакой ответственности за сделку агентство недвижимости не несет. Точнее будет сказать так: риэлторская компания берется отвечать за проведение сделки, ее непосредственное «сращивание», сплав альтернативной цепочки в единый дышащий организм, комфорт клиентов и нахождение компромиссных решений для максимально возможного соблюдения интересов всех сторон сделки – вот за что мы обязаны нести ответственность и получать комиссионные. Это наша работа. Мы обязаны предостеречь клиента от покупки квартиры, вызывающей обоснованные опасения в дальнейшей перспективе лишиться ее, попутно угробив несколько лет своей жизни на судебные разбирательства.
Если же капитально поднапрячь мозг, то можно понять, что основной риск для клиента – это не «страшилки» о том, кто как и у кого квартиру отобрал, потому что, мол, кретины-риэлторы накосячили, а именно несостоявшаяся сделка как таковая. Все остальное несущественно и подлежит «техническому аудиту» со стороны агентства недвижимости с предоставлением полного письменного отчета о результатах проверки заказчику. Повторюсь, главная наша ответственность – удовольствие клиента, а уж точнее его восторг. Вопли радости от того, что он купил квартиру своей мечты, крики «вау!» от удачной продажи своего старого жилья или слова благодарности за тяжелейший обмен, стоивший агенту седых висков в относительно молодом возрасте.
Для всего остального существуют страховые компании, которые страхуют сделки и титулы от дальнейших притязаний со стороны неведомых коварных и подлых сутяг. Только вот (хе-хе), делают они это на основании опять же нами же предоставленных документов, не поднимая свои целлюлитные, оплывшие жиром задницы с конторских кожаных кресел.
В принципе я могу понять людей, требующих нести агентство недвижимости ответственность за сделку купли-продажи и дальнейшую судьбу его квартиры, слишком уж давно тянется этот хвост скандалов, еще со времен бегства г-на Дэна Коркорана с деньгами клиентов и своих же риэлторов, в результате чего многие остались и без квартир и без денег.
Сегодня же порог вхождения нового агентства недвижимости как бизнес-единицы на московский рынок жилья настолько высок, что прожить обманом просто невозможно. Схемы передачи денег и страхования себя от дальнейших потенциальных неприятностей отработаны и отполированы до блеска именно с помощью многолетней практики риэлторов, сумевших уничтожить риски и обезопасить своих клиентов, а потому опасность потери права собственности сведена до ничтожного минимума.
И если кому-то пришло в голову желание продать или обменять квартиру, то искать надо не того, кто пытается дать несуществующие гарантии туманного будущего, а человека с которым просто приятно работать… А легенды… Что ж, на то они и легенды, чтобы их разрушать. Хотя бы и о несуществующей «ответственности агентств недвижимости за сделку».
Разместите комментарий