Без помощи риэлтора осуществить сделку с недвижимостью крайне сложно. Специалисты не устают объяснять, что риэлтор – это не просто человек, способный быстро найти покупателю устраивающее его жилье, а продавцу – покупателя.
Задача агента по недвижимости гораздо шире. Она заключается в том, чтобы предусмотреть все возможные сценарии сделки и предостеречь от ошибок, помочь клиенту собрать документы, оформить – при необходимости – субсидию, обеспечить юридическое сопровождение, грамотно организовать взаиморасчеты и так далее, смотря по ситуации.
Летом прошлого года фонд «Общественное мнение» провел опрос россиян по поводу их отношения к услугам риэлтора. Как выяснилось, 42% наших сограждан считают работу агентов по недвижимости полезной и даже необходимой. Почти четверть не видят в риэлторах пользы, еще 34% затруднились ответить на вопрос. При этом имевшие личный опыт работы с риэлтором чаще довольны оказанными услугами, нежели выражают недовольство (8% против 5% соответственно).
К сожалению, организаторы опроса не уточнили, сколько людей из числа пользовавшихся риэлторскими услугами выступали в качестве продавцов, и сколько – в качестве покупателей. Сегодня в большинстве регионов России работу агента по недвижимости оплачивает покупатель (в условиях несовершенного законодательства риэлтор для него – единственная защита и опора). Продавец же выступает хозяином положения. Он ничего не платит и лишь предоставляет данные о выставляемом объекте в ожидании «клева».
И такое положение дел вполне объяснимо. В многонаселенных городах спрос на качественное жилье превышает предложение. Кроме того, армию претендентов на жилплощадь пополняют получатели ипотечных кредитов. Таким образом, лучшее в данной ценовой категории жилье достается тем, кого ведет за руку опытный агент.
Но ситуация может измениться. Если развитие жилищного строительства и ужесточение условий ипотеки на фоне мирового кризиса выровняют объемы спроса и предложения, перед участниками рынка снова встанет вопрос: кто будет оплачивать риэлторские услуги? Мировой опыт показывает, что однозначного ответа на этот вопрос нет.
МНЕНИЯ
Артур Оганесян, управляющий партнер агентства недвижимости Perker & Obolensky (Украина, Киев):
– Сейчас деньги и в России, и в Украине как правило берут с покупателя. Но, я думаю, наши страны должны пойти по пути Голландии, Канады, Соединенных Штатов. Там риэлторы не берут денег с покупателя. Платит продавец. Его эксклюзивный агент по недвижимости объявляет всему профессиональному риэлторскому сообществу, что в продажу поступил объект с определенными параметрами. И тот коллега, который приведет покупателя к агенту продавца, разделит с ним вознаграждение. В результате ускоряется оборот объектов на рынке недвижимости. Кроме того риэлторы продавца и покупателя не сталкиваются лбами, а помогают друг другу, работая на общее дело – продажу объекта, в цену которого заложены комиссионные.
Ирина Сярки, исполнительный директор Латвийской ассоциации недвижимости LANIDA:
– Среди членов нашей ассоциации распространено мнение, что платить вознаграждение должна та сторона, которая заключила договор о сотрудничестве с агентством недвижимости – будь то покупатель или продавец. Если же маклер одновременно представляет интересы продавца и покупателя, то, согласно Латвийскому национальному стандарту профессиональной деятельности агентов по недвижимости, он имеет право брать вознаграждение с обеих сторон, если они об этом предупреждены и не возражают против таких действий. Обычно же сделка происходит по такой схеме: продавец нанимает агента, который проводит реализацию недвижимости по цене, уже включающей в себя вознаграждение. Получается, что за услуги агента платит покупатель. Если же в операции принимают участие два агента, то каждая сторона платит комиссионные своему маклеру по соответствующему договору. Сейчас в Латвии активно внедряется система мультилистинга, после начала работы которой комиссионные обязуется платить лишь одна сторона сделки (в большинстве случаев покупатель). Планируется, что эта схема будет работать даже в том случае, если в совершении сделки задействованы два агента, которые поделят комиссию пополам.
Михаил Гороховский, председатель Экспертного совета Российской Гильдии риэлторов, первый вице-президент компании «БЕСТ-недвижимость»:
– На мой взгляд, услуги риэлтора необходимо оплачивать тому, кто их получает. Именно поэтому сделку должны проводить два риэлтора, один из которых представляет интересы продавца, другой покупателя. При этом цена услуг агента недвижимости по определению высока – слишком велики трудозатраты. Для того чтобы подготовить проведение самой простой сделки по продаже квартиры, риэлтору в среднем приходится потратить не менее 115 часов. Для примера отмечу, что час работы автослесаря сегодня стоит как минимум 700 руб. А ведь подготовка сделки с недвижимостью, на мой взгляд, требует от специалиста гораздо большей квалификации, чем починка автомобиля. К сожалению, многие граждане пока недооценивают объем труда, затрачиваемого риэлтором на подготовку и проведение операций с жильем.
Вячеслав Семененко, президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
– На рынке недвижимости в услугах профессионального риэлтора заинтересованы все участники сделки – как продавцы, так и покупатели жилья. Агент, оказывая клиенту услуги поиску квартиры или ее реализации, получает за свою работу вознаграждение. В случае продажи жилья размер комиссионных составляет 5–7% от его стоимости. Сумма вознаграждения зависит от цены объекта и от того, насколько сложно было осуществить сделку. Стоимость услуги по поиску квартиры составляет 4% от итоговой суммы операции. Это сложившаяся практика делового оборота, характерная для цивилизованных и надежных сделок.
Екатерина Романенко, президент-элект Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
– Считаю, что при осуществлении сделок с недвижимостью платить комиссию агенту должны обе стороны – покупатель и продавец. Сейчас широко распространена услуга поиска объекта, когда потенциальный приобретатель заказывает соответствующую работу в агентстве недвижимости. За это он платит фиксированную сумму. При последующей сделке по приобретению нужной квартиры или комнаты человек выплачивает комиссию за осуществление соответствующей операции. Эта система формировалась годами, и поменять ее в одночасье не получится. Однако, на мой взгляд, в идеале работу по осуществлению сделки необходимо оплачивать исходя из текущего развития рынка. Если спрос превышает предложение, комиссию должен платить покупатель. В обратном случае – продавец.
Наталья Корчуганова, вице-президент Кузбасской гильдии риэлторов:
– У нас сложилась практика, когда услуги риэлтора оплачиваются продавцом объекта недвижимости. На взгляд кемеровских специалистов, такая схема наиболее оптимальна, соответствует реалиям нынешнего дня и потребностям рынка. В рекламных объявлениях указывается цена объекта недвижимости с учетом вознаграждения агенту недвижимости. Можно смело говорить о том, что у нас сложился рынок продавца.
Сергей Сухарев, вице-президент НП «Объединение риэлторов Тюмени», председатель совета директоров ООО «Адвекс-Т»:
– Платить комиссионное вознаграждение риэлторам, на мой взгляд, должен как покупатель, так и продавец. Оказывая услугу последнему, мы проверяем юридическую историю объекта, его техническое состояние, другие подобные факторы. Когда к помощи агента обращается желающий приобрести объект недвижимости, то мы, застраховав свою профессиональную деятельность, несем финансовую ответственность за проведение сделки. Из базы данных предлагаются объекты, которые уже прошли юридическую экспертизу. Поэтому помощь, оказываемая агентством продавцу и покупателю, должна вознаграждаться обеими сторонами сделки. Сегодня эту услугу в нашем регионе как правило оплачивает лишь покупатель. На мой взгляд, это неправильно и не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Поэтому все чаще на профессиональных форумах звучат предложения изменить устаревшую систему и перейти к использованию новой формы договоров с продавцами недвижимости.
Татьяна Родионова, генеральный директор консультационно-аналитического центра «Недвижимость Планеты»:
– В отличие от России, где продавец не платит ничего, а обязанность предоставления вознаграждения агентству по договору обычно возложена на плечи покупателя, в большинстве стран Европы и в США распространена практика выплаты комиссионных продавцом. Если покупатель недвижимости нанимает своего специалиста и тот находит ему объект, выставленный другим агентством, то заложенное в стоимость этой недвижимости вознаграждение обычно делится между двумя агентами (агентствами) пополам. При этом договорная база бывает разной – по заключенному между сторонами соглашению, определенную часть вознаграждения может оплачивать продавец, а другую покупатель (каждый – своему агенту). Либо тот, кто реализует объект, выплачивает комиссионные специалисту по проведению сделки, а он уже делится с представителями покупателя.
РЕЗЮМЕ.
Среди участников рынка нет единого мнения насчет того, кто должен оплачивать услуги риэлтора. И договориться об общих правилах на этот счет в обозримом будущем вряд ли удастся. Методика расчетов с агентствами зависит от региональных особенностей рынков недвижимости, сложившейся практики, позиции профессиональных объединений риэлторов и т. д. В перспективе покупатели жилья в крупных городах, возможно, будут платить меньше. Но переложат ли бремя платежей полностью на продавцов или же обе стороны разделят их между собой – покажет время.
Авторы: Алексей Резенков, Сергей Бардин
Источник: Бюллетень недвижимости
Разместите комментарий