Что есть мерило успешной продажи квартиры? Точно – толстенькие пачки денег в банковском сейфе, ждущие своего хозяина. Это нормально, жилье в Москве нынче практически золотое. Однако в последнее время нам постоянно приходится сталкиваться с ситуацией, когда своевременность получения денег гораздо важнее их количества. И каждый раз агентство недвижимости упирается лбом в неразрешимую проблему: срочно продать квартиру, не «утрамбовывая» собственника в цене. Т.е. нет, не так – подобный вопрос даже не возникает у людей, которые прекрасно понимают механизм «реактивных» продаж и законы функционирования рынка жилья. Остальные же пытаются извернуться и соорудить некую конструкцию, призванную, по их мнению, помочь «и рыбку съесть, и не сосну залезть». Однако для агентства недвижимости такие «перпетуум мобиле» превращаются в настоящие баррикады, где в конечном итоге увязают все: и собственники, и риэлторы…
Начинается все, как правило, с конкретных напрягов с кредитными деньгами. Оно и понятно, граждане, воодушевленные легкой доступностью банковских (читай чужих) денег ломятся в банки с целью захапать средств для… Да для чего угодно: создание и расширение бизнеса, вложение во всевозможные инвест-проекты, ПИФы, покупка акций и т.п. Берут много – миллион-два-три-четыре. Кое-кто и больше. Отметим, что далеко не всем дано искусство управления финансами, и зачастую получается ситуация, метко описанная Виктором Пелевиным в гениальном Generation P:
«…Человек берет кредит. На этот кредит он снимает офис, покупает джип «чероки» и восемь ящиков «Смирновской». Когда «Смирновская» кончается, выясняется, что джип разбит, офис заблеван, а кредит надо отдавать. Тогда берется второй кредит — в три раза больше первого. Из него гасится первый кредит, покупается джип «гранд чероки» и шестнадцать ящиков «Абсолюта». Когда «Абсолют»…
— Я понял, — перебил Татарский. — А что в конце?
— Два варианта. Если банк, которому человек должен, бандитский, то его в какой-то момент убивают. Поскольку других банков у нас нет, так обычно и происходит. Если человек, наоборот, сам бандит, то последний кредит перекидывается на Государственный банк, а человек объявляет себя банкротом. К нему в офис приходят судебные исполнители, описывают пустые бутылки и заблеванный факс, а он через некоторое время начинает все сначала. Правда, у Госбанка сейчас появились свои бандиты, так что ситуация чуть сложнее, но в целом картина не изменилась.»
Конечно сейчас ситуация выглядит несколько иначе: вместо Джипа-Чероки покупают БМВ Х5, но принцип примерно тот же. Впрочем, сегодня банки никого убивать не станут, а вот пободаться в суде за имущество должника очень даже возможно. И тогда гражданину приходит понимание того, что через полгода-год он может спокойно паковать чемоданы и ехать жить в колхоз «Прекрасное далёко», но еще есть шанс спасти ситуацию – продать квартиру, расплатиться с банком и попытаться реанимировать бизнес в надежде, что дальше дело пойдет на лад. Деньги нужны быстро и человек идет в агентство недвижимости.
А дальше начинается театр абсурда. С одной стороны время (точнее кредиторы) не ждет, а с другой откровенно душит жаба. И вот гражданин начинает метаться в поисках выхода словно загнанная в угол крыса. Беготня всегда заканчивается по одному сценарию – квартира продана, деньги получены. Вот только какой ценой это будет достигнуто? Потому что прежде чем довести дело до логического конца, будет сделано все, чтобы осложнить процесс. Казалось бы, что проще? Приходишь в агентство недвижимости, заключаешь договор, начинаем работать: ведем массированную рекламную бомбежку, решаем проблемы с квартирантами, летаем на показы, срочно собираем документы, бегом принимаем аванс и т.д.
Однако проблемы начинаются практически сразу. Клиент мыслит примерно так. Ежу понятно, что риэлторы – абсолютно черствые, бесчувственные барыги, которые никак не хотят войти в мое положение, пытаются всячески упростить себе жизнь: выселить квартирантов (а они ведь мне типа денег приносят), организовать просмотры в неудобное время, прессуют меня в цене… Ключи им опять же от квартиры отдай… А завтра что? Карася в сметане попросят поднести? Нет, пойду-ка я к друзьям, попытаюсь одолжить денег у них, авось хватит с банком расчитаться, а там и продавать квартиру уже не надо будет, перекручусь как-нибудь.
Тем временем агентство недвижимости, согласно взятым на себя по договору обязательствам, уже запустило процесс: врубило рекламу, пошли звонки, потенциальные покупатели готовы на просмотр, заряжено оформление необходимых для сделки бумаг. Единственное, что обычно не получается сделать быстро, так это выселить жильцов-арендаторов, а эти клоуны делают показ квартиры абсолютно невозможным. Все они сразу резко уходят на работу в шесть утра и приходят почему-то далеко за полночь. И без них в квартиру ни-ни – не дай бог упрут что-нибудь ценное. Впрочем, и эту проблему можно устранить, было бы желание. Но дальше идет уже не театр, а цирк.
Заказчик приходит и объявляет, что он почти нашел деньги и продажу квартиры можно пока приостановить, мол, какие-то люди готовы его перекредитовать. Что ж, риэлтор нажимает на тормоза (желание клиента – закон), звонит потенциальным покупателям, объявляет, что объект временно снимается с продажи и показов не будет, одновременно останавливая рекламу. Естественно, что перспективные покупцы уходят искать себе жилье дальше. Проходит неделя. Клиент мечется по городу, кредиторы лютуют, агентство недвижимости застыло в ожидании, покупатели разбежались… Ждем-с. Объяснять что-либо в этот момент человеку решительно невозможно, мысленно он уже расквитался с долгами и плевать хотел на риэлторов-стратотерпцев с их тоскливыми рекомендациями.
И из раза в раз повторяется одна и та же ситуация – денег не дают. Отчаянно матерясь, клиент, мрачный как сатана, приходит обратно в агентство недвижимости и говорит, что теперь ему точно пришел «последний конец», тоскливо вопрошая: «что же теперь делать, а?», потому как времени уже не осталось, а банк жмет не по-детски. Риэлтор, также мрачно прикидывает потери и получает на выходе следующую картину: прошло почти 2 недели, реклама отсутствует, следующую удастся запустить только через 4-5 рабочих дней; покупатели ушли в астрал на поиски других вариантов; квартиранты до сих пор не выселены; ключей нет. В итоге вместо терапии приходится идти фактически на ампутацию – безжалостно резать цену, еще больше загоняя клиента в финансовую клоаку, им же созданную.
Резюме. Не стоит думать, что агентство недвижимости - это свирепые уроды, которые специально пытаются поставить клиента в П-образную позу своими рекомендациями, чтобы затем оттоптаться на нем по полной. Мы всегда действуем только в интересах заказчика (естественно не забывая о своих). Но продажа квартиры - не забава и не игра, это серьезный шаг, большие деньги и большая ответственность. И если уж приходится расплачиваться за собственные ошибки или неудачи таким способом, то не стоит пытаться быть хитрее всех. Результатом такой «игры» будут лишние проблемы, потерянные деньги и вконец испорченные нервы. А оно надо?
Берегите себя!
Разместите комментарий