По прошествии 10 дней алкогольно-праздничный угар растворяется в мировом эфире, возносясь и лопаясь с последними пузырьками новогоднего шампанского. Немного печально от мыслей о недоеденном, недопитом и неиспытанном, но агентство недвижимости все равно выносит свой погрузневший организм на боевую вахту. Рынок жилья после недельной опохмелки начинает неловкие шевеления, затягивая народ в омут потребления, а жители и гости «столицы мира» опять готовы «штурмовать верхние нары» в попытках наиболее удачно продать или купить квартиру в Москве, что, несомненно, достойно всяческой похвалы. Соответственно, агентство недвижимости не дремало, а изготовилось занять наиболее выгодную позицию для платного подпихивания в седалище самых рьяных участников этого занимательного процесса. Конференции, мастер-классы, тренинги и пр. Из мутного потока знаний можно примерно предсказать, что ждет риэлторов в наступающем году…
Честно говоря, впечатления противоречивые. С одной стороны риэлторское бытие распирает от технологий: унификация работы с клиентами, новые софт-разработки, построение отношений с персоналом и т.п. С другой, мир стал более напряженным, накапливая в себе скрытую угрозу в виде натянутых на уши обгаженных трусов, которые мы всегда называли экономикой. Проще говоря, денег стало меньше, а стоимость привлечения клиентов – больше.
Отсюда по всем прикидкам вместо торжествующей эволюции и прирастания толщины кошелька, а также клиентской базы, мы станем наблюдать банальную деградацию компаний средней величины. Прогноз, конечно, покажется кому-то странным, но мы отнюдь не претендуем на объективность. Это просто мнение, не более.
Поговаривают, современный социум так гибок и прочен, что может принять любую форму бизнеса, гарантируя ей выживание и успех. Мыслю, что это сильно далеко от реального положения дел. Град столичный настолько извращает понятие «клиент всегда прав», что подобный принцип тупо изничтожает на корню сам смысл работы на рынке услуг. Именно поэтому пресыщенный московский житель уже не реагирует на попытки малых форм бизнеса привлечь к себе внимание путем подачи различной бюджетной рекламы типа подъездной расклейки и заказных публикаций в местечковой прессе.
Без клиента любая фирма мертва и холодна как камень. Можно сколь угодно долго мастурбировать на всякие бизнес-планы и тренинги, но если компания не в силах стабильно привлекать клиентский траф, то она обречена на:
1) Прозябание.
2) Поглощение.
3) Разорение.
Правда еще есть мнение, что рынок готов принять всех, мол, небольшие агентства недвижимости подобны спичкам в весеннем ручье – не тонут. Хотя у кое-кого возможно возникнут другие ассоциации. Ну а мощные бренды гигантскими линкорами идут несокрушимым клином в любое будущее, независимо от его цвета, т.к. раскрашивают его сами.
Мысль, значит, такова - есть же огромные гипермаркеты и независимые бутики. Однако, данное сравнение будет некорректно, т.к. микрокомпании больше напоминают не пафосные магазинчики, а ларьки у автобусных остановок. Ни сайта, ни рекламы, ни упоминания. Ничего. Лишь пара просиженных стульев и старый компьютер в темном углу, готовые принять «своих» клиентов. Собственно говоря, здесь не нужно особых усилий для выживания, поскольку для них это вполне дежурный процесс, на который кризис никак не повлиял.
А вот агентства недвижимости средней руки, строящие свою работу на привлечении клиентов не только по рекомендациям, уже столкнулись с ситуацией, когда прежние вложения перестали себя окупать. Как уже говорилось, «бумага» себя изживает, оставляя интернет-лазейку, куда теоретически еще можно просочиться. Только за недорого уже не получится. И через год-много два мы увидим картину маслом – бюджет на продвижение собственного имени в глобальной сети станет неподъемным бременем для очень многих. А эффективность офф-лайн рекламы упадет окончательно.
И будем мы наблюдать благостную картину чавкающих франчайзинговыми программами корпоративных зазывал, что станут подминать под себя средний бизнес. Уникальность многих фирм и названий уйдет в прошлое, не оставив даже памяти, что когда-то были агентства недвижимости «Вася и ко» или «Петров и сыновья». Будет бесконечный хоровод на букву «И» или «М» разбавленный пыльцой из разной мелкой шелупони, что упоминалась выше. Глобализация.
Берегите себя!
Разместите комментарий