Любое сотрудничество с бизнес-структурой начинается с оформления контракта между сторонами. Это нормально, люди относятся с пониманием. Автосалоны; фирмы по установке пластиковых окон; всякие жилищные конторы; шаражки, ввинчивающие в стояки водяные счетчики, и т.п. Каждый сразу подпихивает типовой договор, независимо от того, что там напечатано. Никто ничего не исправляет, не вписывает посторонних фраз, не объясняет, не пытается растолковать значение тех или иных терминов. Словом, не делает ничего, чтобы клиент хоть как-то почувствовал свою значимость, внеся свои собственные поправки. Просто суют бумагу и ручку с каменными мордами, мол, ставь автограф и живи дальше. Не нравится? Ну и хрен с тобой, все равно подпишешь, т.к. другой управляющей компании здесь нет, и не предвидится. Или так – никаких изменений мы вносить не уполномочены, это официально утвержденный документ, у нас его все подписывают и ничего страшного ни с кем не происходит.
Однако как только граждане идут в агентство недвижимости, чтобы заручиться профессиональной поддержкой, то у них сразу возникает масса вопросов именно в отношении агентских договоров. Многие изучают их столь усердно и внимательно, что уже на второй странице звучат слова: «А давайте я его возьму с собой почитать и потом дам посмотреть своему юристу». Причем чаще всего совершенно ясно, что никакого юриста нет, а если он и существует, то вряд ли станет тратить свое обеденное время на просмотр чужих бумаг и вносить туда какие-либо коррективы.
Тем не менее, многие риэлторы относятся к такому шагу с терпеливым раздражением – иначе можно потерять клиента. Пусть берут, читают, теребят «ручного» юриста, редактируют под разными углами, лишь бы работали именно с тобой, а не с твоим конкурентом. Ряд компаний вообще решились на максимальный уровень открытости – выложили на своих сайтах образцы контрактов для самых нетерпеливых. Хочешь – смотри, читай, пересылай на электропочту адвокатам, скачивай, советуйся по этому вопросу с друзьями и родственниками, вноси правки и т.д. Ясное дело, ведь для многих подозрительных граждан такой подход является признаком высокой потребительской культуры – агентство недвижимости идет им навстречу, а значит, уважает.
С другой стороны, отдавая на откуп публичное коверкание внутрикорпоративных документов, мы невольно признаем, что подобная открытость продиктована исключительно страхом со стороны будущих клиентов, чьи первичные мысли направлены на тщательный поиск риэлторских подвохов, подстав и обмана. И вместо того, чтобы задуматься о самой возможности обмена или покупки, как таковой, люди чаще всего обламываются именно здесь – на бумажном этапе.
Естественно, что договорная база любой фирмы собрана не на пустом месте. Каждый агентский договор на покупку, продажу или обмен квартиры содержит в себе пункты, проверенные на практике и, как правило, они вполне логичны, разумны и доходчивы. Но вот засада, при попытке риэлтора объяснить непонятный момент, часть людей сразу деревенеет, глохнет и «включает автопилот» с вышеуказанной фразой «А давайте я его возьму с собой почитать и потом дам посмотреть своему юристу». Казалось бы, агентство недвижимости в собственном договоре может разжевать любую строчку, в крайнем случае, пригласить для этого своего юриста или начальника, но нет – граждане видят в этом лишь очередную засаду, в которой алчные посредники норовят отобрать у них нажитое непосильной приватизацией жильё.
Более того, я не раз и не два видел тех, кто с циничной злобой глумился над маклерами, буквально вынуждая их вымарывать из договоров статьи о денежном вознаграждении, обязанностях и ответственности заказчика или штрафных санкциях за откровенное «кидалово» с его стороны. Дескать, вы же должны идти навстречу, показывать лояльность в отношениях, биться за клиента. Чё, не нравится? Ну, тогда я пойду к другим, более понятливым, уж там-то меня поймут, вписав в договор все, что хочу.
Я помню, как покупал машины в автосалонах, где единственными пунктами контракта, доступными для редактирования были список опций и дата поставки, а весь остальной текст - это выбитые на камне скрижали, куда физически невозможно «вкорячить» свои блудливые мысли, какими бы рациональными они не казались. И ничего, всё делали, привозили и продавали вовремя. При этом никто не носился, высунув язык, по шоу-руму к начальнику отдела продаж с изувеченными договорами. Клиенты не пытались сверлить мозг менеджерам фразами про юристов, которым жизненно необходимо предъявить бумаги для ознакомления. Деньги опять же платили вперед.
Вообще-то гражданам следует знать, что их безудержная страсть к перелопачиванию риэлторской договорной базы никак не влияет на сам процесс. Можно сколько угодно тужиться, пытаясь прогнуть агента под комфортные лишь для себя условия, но никто не может заставить его быть лояльным. Особенно к тем, кто не верит ему изначально, тыкая в глаз мнимым несовершенством казенного документа. Каким бы коварным ни казался контракт, который подсовывает агентство недвижимости, в реальности он является абсолютно сбалансированным миксом, содержащим только самое необходимое. И нет никакого резона искать там скрытую угрозу для кошелька, когда клиент при любом раскладе получает то, что хочет. При условии, что это не противоречит здравому смыслу.
Комментарии
Внимательно читать договор и
Внимательно читать договор и вникать в его смысл - это хорошо. Хотя, к сожалению, редко встречается. Но если клиент переходит границы разумного с самого начала и придирается к любой мелочи, не очень-то понимая в чём смысл, то со стопроцентной уверенностью можно сказать что так он будет себя вести и дальше. Чаще всего себе же во вред. Всё хорошо в меру.