Кризис. Такое чувство, что больше сегодня никто других слов не знает. И вот перемалываем новости, основной смысл которых «Будет еще хуже. Готовьтесь». И готовимся. Говорить, что агентство недвижимости избегает цепких объятий финансового паралича планеты – это вранье, туго сейчас приходится всем без исключения. Причем отражается это в первую очередь не столько на персонале, сколько на клиентах, свято уверовавших в непогрешимость формулы «Расти рыбка мала и велика», автоматом применяя ее на свои вечнорастущие в цене квартиры. А они сегодня «прибавлять в весе» не хочут, подлые. Отсюда вывод – виновато агентство недвижимости, они (риэлторы) - хады, нас всю жизнь сказками кормили, что все мы потенциальные миллионеры, а оно вона как выходит… Не, так дело не пойдет, а попытаюсь-ка я продать квартиру подороже, авось проскочу и всех в дураках оставлю…
Так или примерно таким образом мыслит большая часть нашего прогрессивного общества потребления. Редкое исключение составляет трезвомыслящее меньшинство, которое вращается в околофинансовых кругах и имеет некую закрытую информацию, относительно ближайшего будущего. Данная прослойка граждан неплохо представляет, что время сегодня значит гораздо больше, чем количество денежных знаков в банковском сейфе. И если деньги занять худо-бедно можно, то время нельзя занять нигде. Работать с такими людьми – одно удовольствие, они не прекословя следуют инструкциям риэлтора, полагаясь на его опыт успешных продаж и знание рынка, потому как спорить себе дороже. Но и на старуху бывает проруха.
Агентство недвижимости может исполнить свою партию идеально, нигде не сфальшивив, но к сожалению сегодня приходится полагаться не только на профессиональное чутье, но и испытывать на прочность веру в слово партнеров-покупателей. А вот с верой у нас сейчас не очень. Всем страшно. А покупателю вдвойне. Масс-медиа прочно вбивают в мозги граждан, что недвижимость рухнет в цене как минимум вдвое, погребая под обломками инвест-лузеров, имевших несчастье решать свои жилищные проблемы в данный период. Не знаю, я не аналитик, но двойной дисконт слишком маловероятен. Процентов тридцать «урона» возможно, да и то лишь к весне. Сейчас же скидки имеют скорее неявный характер, обсуждаемый в процессе торга непосредственно при встрече сторон будущей сделки. И здесь опять же кроется засада.
Обратно объясняю более доступно на одном отвратительном примере. Итак, агентство недвижимости выдвигает на рынок квартиру своего клиента. Состояние прекрасное, документы в стадии подготовки, никаких тебе альтернатив, свободная продажа «в деньги». Цена определена адекватная. Прет реклама, идут звонки, просмотры и, наконец, находится тот, кто говорит: - Мы готовы брать!
Однако загвоздка в том, что таких «готовых» двое, и агентство недвижимости должно сделать выбор. А он в сущности несложен: у одних просто денежный мешок, набитый купюрами; у вторых длинная альтернативная цепочка, уходящая в ипотечные облака… И естественно, что мы принимаем аванс у «чистых» покупателей. Опять же понятно, что как честные пацаки, мы отсылаем всех остальных интересующихся на поиск других квартир. И спокойно готовим документы к сделке.
Говорят, профессионал всегда чует недоброе. Каюсь, я был лучшего мнения о людях, но когда в день сделки покупцы, после трехчасовой фрезеровки мозга, объявили, что у них нет денег, я понял, что вокруг полно негодяев и это отнюдь не только риэлторы. Мнение о наличии в современном обществе подонков еще больше укрепилось, когда эти твари позвонили напрямую нашему клиенту и предложили ему продать им квартиру с 20% скидкой, мол, чего там – кризис же шагает по стране семимильными шагами?!
Мне обидно. Обидно за нашего клиента, который потерял из-за них три недели времени; за то, что мы выглядели перед ним полными кретинами, связавшись с нечистоплотными уродами, чьей изначальной целью был «кидок» и, отказавшись сотрудничать с теми, кто, возможно, стал бы нам надежным портнером-покупателем. Ощущение, надо признаться, мучительнейшее…
Я все это пишу не к тому, чтобы подорвать у кого-либо веру в совесть человека или т.п., нет. Просто хочу донести мысль, что потенциально от подобного никто сегодня не застрахован. Относительным лекарством от данных отказняков может служить только две вещи:
1) БОльшая сумма аванса, а отсюда боязнь ее потерять в случае чего.
2) «Параллельный» аванс от другого покупателя (ежели таковой имеется) в виде страховки от нечистоплотной игры.
В реальной жизни за второй пункт можно и по морде получить, а что хуже всего – потерять лицо и репутацию, которую мы зарабатывали почти 4 года. На самом деле не хочу. Ни первого, ни второго. И мы останемся верны своему пути риэлтора-самурая до конца. Путь же, который, рынок прошел с приснопамятного 98-го года был нелегким и сейчас происходит нечто похожее, только в смягченном варианте. Денег в стране шквал, просто народ затаился на время, заняв позицию выжидающего в засаде хищника. И как только маятник качнется в обратную сторону, мы будем иметь возможность наблюдать бросок кобры. Осталось только чуток подождать.
Берегите себя и оставайтесь честными до конца, не уподобляясь вышеуказанным ублюдкам, которым слово «честность» похоже не знакомо.
Комментарии
сильный ход -
сильный ход - завести блог на сайте фирмы.
просто проходил мимо, а теперь захожу чуть ли не ежедневно.
коллега из Брянска.