В свое время, когда Сайго Такомори пытался совершить революцию в Японии, вернув самурайскому сословию былой почет, уважение и привилегии с соответствующим денежным содержанием, разразилась дикая резня. В результате Такамори-сан совершил сэппуку. Чую, что агентства недвижимости в Москве скоро пойдут по пути прославленного маршала, устраивая между собой мощные зарубы, где оставшиеся в живых либо пойдут резать себе брюхо, либо продадутся в услужение более удачливым. Если совсем просто - самураи перестали быть нужными в эпоху железных дорог, телеграфа и скорострельных гаубиц...
В последнее время все чаще агентства недвижимости и частные маклеры задаются вопросом - какой должна быть риэлторская услуга? Как всегда выдвигаются мощные версии, одна круче другой: хорошей, выгодной для клиента, не дешевой и т.д. Нет только одной версии, самой существенной. Риэлторская услуга должна быть востребованной. Если это имеется - всё остальное можно компоновать в каком угодно порядке.
Есть мнение, что сегодня агентства недвижимости в Москве вынуждены считаться с веянием новой эпохи, где оперативное владение информаций (рынок для этого слишком статичен) перестало приносить прибыль. Акцент сместился на профессиональную помощь: продать квартиру, купить или обменять, чё-то там сопроводить. Всякие разъезды, аренда и т.д. И здесь возникает проблема именно в востребованности самой работы риэлтора, которая населению изначально не видна и незаметна. Потому как граждане обычно замечают ее только по окончанию действа, когда сторонами сделки подписывается акт передачи жилья.
Одной пропагандой и рекламой на каждом столбе или сайте тут не обойдешься. Сегодня и того и другого переизбыток, а надо бы иметь дефицит. Население, прочитавши форумы и прозвонив в разные агентства недвижимости, часто всерьез задумывается о том, что риэлтор - чисто тупая, рабочая скотина, готовая на любое грехопадение за относительно небольшую сумму денег.
Со стороны очень похоже на самураев, которые оказались не нужны своей стране и после нескольких кровавых бунтов были вынуждены переквалифицироваться в рикш, полицейских и т.д., что являлось настоящим унижением многовековых традиций. Кое-кто не стерпел позора и порезал себе брюхо. Разница лишь одна - подобное было осуществлено в приказном порядке со стороны императора и его министров. Понятно, с сопутствующей ликвидацией самых недовольных. А агентства недвижимости втихую уничтожают свой бизнес вполне самостоятельно, без всяких приказов и угроз. Яростным расплодом, последующим дроблением и удешевлением стоимости услуг в попытках привлечь клиентов. Одним словом, на корню херят собственную востребованность. И, скорее всего, вырваться из этого порочного круга в обозримом будущем будет уже невозможно.
Мы недавно упоминали про потерю доверия, но, скорее всего, это просто следствие падения интереса к риэлторам, как таковым. Возобновить прежние "дефицитные" отношения уже наверняка не удастся, хотя отчасти сложившаяся ситуация компенсируется безумными рекламными вложениями со стороны корпорации на букву "И". Или "М". Т.е. выражаясь строго научным языком, идет глобализация. Судя по тому, как движется процесс игнорирования малых форм бизнеса со стороны населения, глобализаторы и будут носить звание "последний самурай".
Берегите себя!
Комментарии
Это характерно не только для
Это характерно не только для Москвы. В нашей Перми такая же участь ждет.