Ну что, пришла пора сменить цифры на календаре. Стоит ли это незамысловатое действие тех восторгов и вездесущих поздравлений? Не знаю. Но на всякий случай агентство недвижимости «Жилищная стратегия» присоединяется - желает разного хорошего своим клиентам: настоящим, прошлым и будущим. Год завершается и, наверное, имеет смысл подвести кое-какие итоги: обсудить, что нас ждет в наступающем году; к чему готовиться тем товарищам, которые замышляют продать или купить квартиру в Москве; каким путем пойдет риэлторский бизнес и т.п. Поэтому читаем дальше...
Чего там греха таить - год был хреновый. Тот же 2009-й, несмотря на все вопли о мировой финансовой катастрофе, оказался вполне приличным и по динамике продаж, и по вырученным деньгам. В 2010-м количество сделок в Москве пошло на убыль. Т.е. согласно статистике их вроде даже стало больше, но это смотря как считать. Если принимать за сделку регистрацию одного договора купли-продажи - это так и есть. Но учитывая резко уменьшившееся количество покупателей, такое физически невозможно. Поэтому риэлторы, говоря "сделка", почти всегда имеют в виду сложившуюся цепь из нескольких квартир, где центровой покупатель тянет за собой остальных участников процесса. А центровых ребят с деньгами сегодня почти не стало - кризис еще не закончился. Соответственно, агентство недвижимости видит, что практически все объекты на рынке носят статус "альтернативных" и их количество в "цепочках" возросло, отсюда ложная статистика, говорящая о растущем количестве зарегистрированных договоров. Если же говорить простым человеческим языком, то сделок стало меньше, а число квартир в них больше.
В связи с вышеизложенным, работа агентства недвижимости все чаще стала напоминать аттракцион "канатоходец на колючей проволоке". Люди из-за невозможности решить свои жилищные проблемы как раньше - одним махом - стали гораздо более нервными и неуверенными в завтрашнем дне. Денег тоже у многих поубавилось, а амбиции остались прежними. Поэтому зачастую мы видим, как отдельные граждане чуть ли не буквально режут, душат и травят окружающих с удвоенной энергией, не понимая, что в конечном итоге сделка вообще не состоится, при этом агентство недвижимости вместо своих непосредственных обязанностей вынуждено заниматься черт знаем чем.
Есть мнение, что грядущий 2011-й тоже легче не будет. Причины все те же: отсутствие у населения уверенности в своем будущем, нехватке денег для покупки жилья, низкий интерес к операциям на рынке недвижимости в плане инвестиционных вложений. Из-за этого еще больше усилится конкуренция между риэлторами в борьбе за клиентуру. Такое явление уже имеет место быть. К примеру, со стороны крупных корпораций идет полномасштабное внедрение, своего рода, вирусной технологии перетягивания чужих клиентов в свое агентство недвижимости. На практике это значит, что активный поиск переместился из области ненавязчивой расклейки по району в сторону тонкой клеветы на конкурентов с последующим предложением собственных услуг. Данная тактика приносит свои плоды и получит дальнейшее развитие. Последствия, думаю, не заставят себя долго ждать - риэлторы станут "поклепничать" друг на друга с утроенной силой, давая гражданам сполна насладиться картиной всеобщего обгаживания. Итогом такого "маркетинга" будет дальнейшее снижение официальных комиссионных (в популистских целях) и еще более глубокое падение имиджа нашей профессии. Хотя, казалось бы, дальше падать уже некуда.
Теперь, что касается вопросов вознаграждения агентства недвижимости - риэлторской комиссии. В 2010-м году можно было полюбоваться на ее снижение. Там где раньше за альтернативную сделку просили минимум 300 тысяч рублей, сегодня слабым голосом объявляют 250, а иногда слышится и цифра 200. Поэтому когда кто-то говорит про то, что вокруг все только дорожает, ему можно смело поведать о заработках риэлторов, которые (вот ведь странно, а?) отнюдь не подвержены инфляции. Понятно, следствием такого "щедрого" жеста стало повальное воровство - применение техники "скрытой комиссии" всеми подряд. Думается, искоренить это явление уже невозможно в принципе, т.к. "аппетит приходит во время еды" и даже если вдруг волшебным образом народ станет платить риэлторам как положено - те все равно по инерции будут потихоньку "отжимать" излишки. Конечно, есть высокие профессионалы, декларирующие свои "чистые руки", но это все только на словах. На деле же наблюдается обратное явление под названием "кручу, верчу, всех обмануть хочу". Ясное дело, чисто и красиво ребята "подламывают" чужой карман. Нет смысла спорить, что тоже самое перекочует в неизменном виде в 2011-й год - будут озвучивать еще более заманчивые цифры, чтобы впоследствии по возможности украсть побольше. Желающие могут подождать и убедиться самостоятельно.
Аналитики говорят, что ипотека в прошедшем году вернулась на докризисный уровень. Может оно и так, но агентство недвижимости видит, что все ипотечные сделки сместились в сегмент наибюджетнейшего жилья на окраинах Москвы или в города-сателлиты. Проще говоря, люди не готовы брать у банка много денег, т.к. нынешняя политика "модернизации" экономики на дает уверенности в том, что завтра ты сможешь вернуть взятое в долг. А если денег не хватает, то на ипотечные займы покупаются в основном дешевые жилища. Опять же налицо ужесточение требований банков, как к клиентам, так и к объектам. Тем, кто готовиться купить квартиру по ипотеке в 2011-м году на послабление расчитывать не придется. Есть мысль, что цены на жилье в ближайшие месяцы расти не будут - пока нет предпосылок для этого. Возможно даже некоторое снижение. Скорее всего, какой-то рост цен начнется только с приближением 2012 года, либо раньше - если "зарядят" как следует печатный станок, заливая дыры в бюджете, или нефть будет стоить под 150 долларов за баррель.
С продавцами, реализующими свои квартиры в денежную массу, все более и менее ясно - таковых почти не осталось, а в наличии строго обменные варианты. И предполагается, что следующий год изменений в данный расклад не внесет - народ в 90% случаев по-прежнему будет меняться, съезжаться и разъезжаться. Естественно, что крайне малое количество прямых продавцов данную задачу никак не облегчает, придавая работе агентства недвижимости некий "ахтунг" колорит.
А что ждет непосредственно нашу контору? Скорее всего, каких-то глобальных изменений не последует. Будем также опираться на интернет-трафик, писать толковые статьи и материалы, по возможности постараемся не выпасть из первой десятки поисковых систем по любимым запросам типа "агентство недвижимости". Могут произойти некоторые изменение на сайте для лучшего его использования гражданами, но не сильные. Поменяется стилистика подачи записей в блоге, директор обещает более мягкую манеру письма. Вполне вероятно расширение штата сотрудников, хотя набрать сегодня нормальных, умных, умеющих общаться и готовых работать на результат людей - это проблема. Мы не обольщаемся - очень многим риэлторским компаниям малого формата придется буквально выживать. Кое-кто закроется и разбредется в виде новых отделов по корпорациям, усиливая конкурентное давление на рынке. Наше агентство недвижимости - отнюдь не исключение, тоже приходиться отчаянно бороться за свое место под московским солнцем. Впрочем, это обычное состояние, поэтому в будущее можно смотреть более-менее спокойно. За 6 лет, что прошло с момента основания конторы, нас стали узнавать, имя "Жилищная стратегия" почти уже не вызывает у коллег вопроса "а кто это?". Появилось 5 одноименных компаний в разных городах России: Кемерово, Астрахань, Челябинск, Екатеринбург и Омск. Это не франшиза, тамошние риэлторы просто сперли название фирмы и контент с нашего сайта, что не делает им чести. Однако, надо понимать, что если тебя и твое дело начинают клонировать - значит ты на верном пути.
Еще раз поздравляем с наступающим Новым Годом всех, с кем мы имели честь нормально сработаться, оказывая услуги по продаже, обмену или покупки квартиры. Надеемся, что Вам было приятно и познавательно, а также на Ваши дальнейшие рекомендации, как всей фирмы в целом, так и отдельных ее сотрудников в частности.
Берегите себя!
Комментарии
Спасибо Антон, за толковую
Спасибо Антон, за толковую статью.
цитирую "директор обещает более мягкую манеру письма" - в жестоком как вы пишите риэлторском бизнесе, порою только не мягкое истолковывание понимается. Я за то, чтобы называть своими словами, а не словоблудствовать.