Последние данные переписи населения говорят о том, что количество людей мигрирующих из деревни в город постоянно увеличивается. Москва буквально разбухает от приезжих, причаливающих сюда в надежде схватить судьбу за причинное место. Естественно, что агентство недвижимости тоже получает свою порцию мигрантов, пытающихся стать риэлторами в столице мира. Хотя сегодня мы не станем говорить о проблемах начинающих маклеров. Хотелось бы заострить чуть больше внимания на потенциальных последствиях безудержного "процветания" Москвы, т.к. они на наш взгляд не очень радужные. Город стал откровенно некомфортным даже для коренных москвичей...
Когда-то 2-х миллионный мегаполис Детройт казался символом суперблагополучия - он в буквальном смысле расцвел, став одним из богатейших городов Северной Америки. Ещё с середины 40-х годов с развитием автоиндустрии в город ежегодно стекались десятки тысяч гастарбайтеров и появилось огромное число личных автомобилей. Постепенно образовались дикие пробки. Вкупе с нехваткой мест для парковки это стало серьезной проблемой.
Одновременно в народ продвигалась мысль о необходимости приобретения личной машины для каждого, а общественный транспорт представляется откровенно непрестижным - это "транспорт для бедных". "До кучи" власти уничтожили трамвайные и троллейбусные линии, что еще больше увеличило число автомобилей, при этом градостроительная структура уже катастрофически не справлялась с нарастающими требованиями города машин.
Но Детройт все равно худо-бедно развивался: строились парковки, согласно распоряжениям президента Эйзенхауэра прокладывались автострады, которые давали возможность клеркам и высококлассным рабочим добираться до места службы из своего тихого, чистого пригорода за полчаса. И тамошние агентства недвижимости столкнулись с тем, что люди все чаще продавали квартиры в смрадном центре, чтобы поменять их на собственный домик на окраине. Парадокс, жизнь в сердце Детройта стала совершенно некомфортной, народ стал мало-помалу разъезжаться, условно говоря, за МКАД. А места тех, кто уехал, активно замещались нищими безработными неграми, живущими на пособие. Причем "почернение" центра, а вместе с ним и расовые бунты, коснулось не только Машин-сити, но и других городов-миллионников.
Дальше - больше. Часть зданий снесли в попытках отыграть хоть немого места под паркинги для постоянно увеличивающегося количества автомобилей. И все равно развлечься или навестить магазины в центре города стало почти невозможно - общественный транспорт отсутствует либо парализован в пробках, парковок не хватает, а в это время на окраине (читай за МКАД) открываются мегамолы, прекрасно обустроенные для автомобилистов. Таким образом, живущему в пригороде среднему классу больше нет смысла ехать "в центр" кроме как на службу. Корпорации, видя такое положение дел, пошли навстречу пожеланиям трудящихся и перенесли производства и конторские дела поближе к людям - туда же в пригород (так как сделал Microsoft в Москве, разместив свое представительство возле Серебряного Бора).
О том, к чему все это привело, можно судить уже в наши дни: "Риелтор Майк Шэннон показывает дом, который три года назад купили за 50 тысяч долларов, но хозяева не смогли выплатить ипотеку. Дом отобрал банк и выставил на продажу по смешной цене в 400 долларов. Причем можно поторговаться".
Конечно, Москва - это вам не экс-промышленная столица Мичигана, и вряд ли когда агентство недвижимости столкнется с тем, что кому-то надо будет продать квартиру на Тверской по 500 долларов за "квадрат", но что-то схожее в ситуации имеется. С каждым годом в Москве появляется больше автомобилей, больше асфальта, больше пробок, загазованности - столица всё меньше приспособлена для нормальной жизни. В конце концов, давка в забитом метро и вставшие колом улицы станут несовместимы с жизнедеятельностью специалистов и люди побегут из города. Не спасёт даже столичный статус, как показывает опыт Вашингтона, главный вокзал которого был так же заколочен досками, как и в Детройте, а поезда на самой интенсивной Нью-йоркской линии встречали в каком-то сарае (сейчас, после развития сети метро с 1970-х, Вашингтон возрождается и вокзал блистает чистотой и полон посетителей). Не потому ли так активно стали скупать земли в коттеджных поселках по той же Нью-Риге в 30-ти километровой зоне? Это уже не дачи, это постоянное место проживания с выездом оттуда на работу.
Думается, Собянин в своем напоре на развитие общественного транспорта и доступности периферийных районов, прав. Пусть эти меры по умолчанию непопулярны, однако именно перехватывающие парковки, метро, автобусы и скоростные трамваи должны сделать наше проживание хоть немного, но комфортнее чем сейчас, не позволив превратить Москву в город-призрак. Ведь не спешит же народ покидать центр Парижа или Лондона, активно пользуя метрополитен. И почти 70% жителей Манхэттена прекрасно рассекают по своим делам в подземке или такси. Правда, мы пока еще можем попользоваться "мигалками". Но надолго ли?
Комментарии
Хорошая аллегория, но в
Хорошая аллегория, но в отличие от промышленного гиганта Лужков убрал производство из Москвы, так что сценарий будет немного отличаться :)