Если остановить на улице любого человека и спросить хочет ли он обменять свою квартиру на лучшую, то ответ будет однозначен – да. Т.е. априори любой из нас готов сделать свое существование менее "лузерским", приближаясь к тому, что круглосуточно транслируют телеканалы – мощной агитке, последовательно убивающей здравый смысл своими зарисовками, бесконечно далекими от реальной жизни. Однако агентство недвижимости вынуждено иметь дело именно с зомбированным населением, которое всегда думает одно, говорит другое, а делает третье. Такое явление по-научному называется парадоксом Лапьера...
Негласно подразумевается - как человек говорит, так он и поступает. Лапьеру удалось показать, что это далеко не так. Чаще всего наши заявления и словесные декларации продиктованы нормами и ценностями большей части социума, к которому мы принадлежим. Вот почему многие слова мы произносим под давлением окружения - полагаем, что "такие, как мы" говорят, думают и поступают именно так. Оказавшись в реальной ситуации взаимодействия с конкретными живыми людьми, мы испытываем влияние другого рода - давление самой этой ситуации и готовы подчиниться скорее сложившимся условиям, нежели абстрактным установкам.
Думается, что продвинутый психолог не ошибся. На деле выходит, что агентство недвижимости и есть та самая давящая реальность, которая предлагает человеку два выхода: соврать или начать сотрудничество в соответствии с конкретной ситуацией. К первому варианту склоняется почему-то значительно больше народа, подтверждая выводы Лапьера о тотальном расхождении слов и дела. Риэлторы, кто поопытнее, принимают это как данность, даже не пытаясь копаться в причинах перманентного облома. Новичкам же от этого становится худо, т.к. им кажется, что, несмотря на правильные слова и добрые советы, народ с какой-то ультимативной жестокостью ломает их надежды на эксклюзивный договор и последующую сделку, создавая из ожиданий и чаяний агента этакий мясной салат "Ошибка сапёра".
Вот почему риэлтор, ищущий клиентов путем расклейки объявлений, сталкивается с данным парадоксом в разы чаще своих коллег, оседлавших казенный телефонный трафик. Проще говоря, когда в агентство недвижимости обращается человек, спрашивающий как ему лучше купить или продать квартиру, то он почти готов подчиниться обстоятельствам. А звонящий по наклеенному на подъезде объявлению гражданин волен распоряжаться ситуацией по принципу "мне не горит". И практически все попытки агента вытащить его на уровень рабочего контакта обречены.
Парадокс Лапьера порождает двойственное чувство. С одной стороны мы пожинаем плоды всеобщей дебилизации общества по американским стандартам, где конечным продуктом становится коллективное страдание от постоянного вранья на всех уровнях. В такой ситуации у людей вырабатывается по-настоящему циничный иммунитет к чужим переживаниям, которые воспринимаются как плоские, фальшивые и насквозь пошлые. Именно это каждый день испытывает на своей шкуре агентство недвижимости.
А с другой, такая моральная окаменелость помогает не ощущать себя чужим на фестивале плевков друг другу в морду. Жаль только, что риэлтор часто поставлен здесь на роль бессильного наблюдателя, созерцающего, как уходит последнее из человеческих чувств - понимание. Выход из этого порочного круга возможен только в индивидуальном порядке, когда люди перестанут общаться по пластмассовому принципу "я просто спросить хотел", давая возможность возродить в собеседнике хоть какое-то человеческое начало. Т.е. попросту совмещать слово и дело, не впадая при этом в шаблонное "сегодня пообещал, завтра передумал".
Комментарии
Вспомнилось из "Кин-дза-дзы":
Вспомнилось из "Кин-дза-дзы": "Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я здесь наблюдаю, и Владимир Николаевич тоже…"