Не так давно зашел разговор с одним из риэлторов первой волны, который сетовал на немыслимое количество вливающихся в рынок новых агентов. Мол, гранды московской вторички со своим постоянным набором реально задолбали. Шаг за шагом, будто постоянно мутирующий, неизлечимый вирус, они отвоёвывают себе реальное и виртуальное пространство, небрежно отплевываясь в сторону авторитетов. Откуда, спрашивается, такое дикое количество народа в риэлторском бизнесе? Кто все эти люди неопределенного возраста и неопределенных занятий, решившие стать квартирными маклерами, шагающие в агентство недвижимости в поисках счастья и денег?..
Вопрос, разумеется, не первой свежести. Таких воплей в последние годы я наслушался - мое почтение. Видимо, «старики» не могут понять, что вся политика государства в последние годы вынуждает граждан отчаянно искать себе хоть какую-то работу, несмотря на бодрые правительственные заявления о том, что сегодня всё хорошо, а завтра будет ещё лучше. В дополнение к этому постоянным трендом звучит модное словосочетание «производительность труда», имея в виду, что в Росси она низкая.
Это означает, что рабочих рук в стране много, а продукции мы производим мало. Виной тому в верхах называют отсутствие высоких технологий, оттуда же мы слышим регулярные речи про «модернизацию». На самом деле низкие цифры производительности имеют под собой чисто социальную природу – это следствие постановки задач по ликвидации безработицы откровенно силовым методом. Государство в приказном порядке «нагибает» малый бизнес и госпредприятия, чтобы они обеспечили соответствующий объем рабочих мест. Странно, что агентство недвижимости не пытаются принудить к аналогичным действиям. Ведь оно тоже вроде как представитель бизнес-коммюнити. Видимо, это из-за того, что у маклеров нет фиксированной зарплаты – сплошная сдельщина.
Т.е., согласно отчетам госкомстата, население пристроено к делу – что-то там производит, продает, оказывает друг другу услуги. Страна живет «полноценной» жизнью. Но если взглянуть непредвзято, выясняется, что чаще всего у нас пять человек делают работу, предназначенную для одного. И не потому, что в России отсталые технологии каменного века, а потому что людей надо чем-то занять. Любая технологическая модернизация автоматом будет означать массовые увольнения и чудовищную ломку экономики.
Собственно, риэлторские компании столицы лишь следуют общепринятым традициям, обеспечивая постоянно прибывающих сотрудников своими «технологиями» работы: обзвон, расклейка и т.п. Получается, что сегодня почти каждое агентство недвижимости включается в безумную гонку за теми, кто сам пытается хоть как-то не улететь в пропасть нищеты. И, глядя со стороны на риэлторскую суету, рождается то самое ощущение бега на месте, несмотря на бешеную работу ног и рук. Кто-то чуть впереди, но сзади его подпирает еще сотня-другая «счастливчиков».
Вообще, если присмотреться, то можно увидеть нехорошую тенденцию - работает население не меньше прежнего, а вот наше благосостояние никак не растет. Учитывая, что налоговое и административное давление на мелкий бизнес усиливается, разоряя фирмы и фирмочки, скоро риэлторы столкнутся с еще большим внутривидовым людоедством. И еще больше будет криков старожилов: «Откуда они все понаехали?».
Рынок жилья не просто так перенасыщен агентами, он вынужден принимать в себя всех, кто не смог получить свое место в офисе, за рулем или у станка. И статистика приемов-увольнений в realestate-среде лишь подтверждает безумную, хаотичную миграцию населения в попытках найти более-менее устойчивую службу с зарплатой, позволяющей просто выживать. Ни одно агентство недвижимости (за редчайшим исключением) не может позволить себе заниматься благотворительностью, оплачивая лишь конкретный результат проведенной риэлтором работы – сделки.
При этом можно как угодно материть хедлайнеров столичной вторички, но нельзя не отметить их усилия по созданию хоть каких-то условий труда для своих сотрудников. Это снобистское брюзжание опытных маклеров, мол, зачем в Москве столько агентов, когда мы и без них прекрасно справляемся, выдает в людях нежелание вникать, как и чем живет наша тяжело больная страна.
«Стариков» можно понять - им страшно за собственное профессиональное будущее, пугает падение уровня знаний и опыта тех, кто сегодня выходит на рынок, напрягает неизбежное усиление конкуренции. Но надо понимать, что это неизбежно. Вопрос только, что начнется, когда правительство всерьез озаботится реализацией предвыборной президентской программы по созданию к 2020 году 25 миллионов рабочих мест? Боюсь, тогда все эти нынешние стенания покажутся нам детским лепетом на лужайке.
Комментарии
Падение уровня знаний и опыта
Падение уровня знаний и опыта тех, кого толпами берут на работу (в основном крупные агентства) пугает не только "стариков". Если б дело было только в усилении конкуренции, то и переживать не стоило б. Конкуренция, если оставить лень и жадность за бортом - это хорошо. Она стимулирует к росту, активному улучшению услуг и т.п. Крупные агентства грешат тем, что брать-то новых сотрудников берут, но мало чему учат! Выгонят на расклейку или раздачу листовок, дадут пару статей почитать - вот и вся учёба. Зачем берут? В надежде на родственников, желающих что-то продать. Вот и результат: профессия дискредитируется, на 5 занятых только один занят делом, да и то не факт, что умело им занимается и знает что делать. А если искуственно наращивать рабочие места (хоть 5, хоть 25 000 000), то вместо здоровой конкуренции получим крысиные бега.